Автор: Петрова Лидия Савельевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Партизанский филиал КГБПОУ "ВБМК"
Населённый пункт: г.Партизанск,Приморский край
Наименование материала: Сборник дидактических материалов для самостоятельной работы студентов I курса по дисциплине "Русский язык" специальности 34.02.01.Сестринское дело
Тема: дидактический материал
Раздел: среднее профессиональное
Партизанский филиал
краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
Сборник
дидактических материалов
для самостоятельной работы
студентов I курса
по дисциплине «Русский язык»
специальность: 34.02.01Сестринское дело
Автор-составитель:
Петрова Л.С.
преподаватель русского языка
и культуры речи
Партизанского филиала
КГБПОУ «ВБМК»
Пояснительная записка
Данное
пособие
предназначено
для
повторения
трудных
разделов
программы
по
русскому
языку.
Оно
поможет
учащимся
укрепить
орфографические
и
пунктуационные
навыки.
В
пособии
представлены
тренировочно-обучающие и контрольные диктанты, упражнения, таблицы.
Располагаются они по темам в определенной последовательности.
Анализ
письменных
работ
учащихся
помог
выделить
ряд
правил,
применение которых вызывает наибольшие затруднения. Вот перечень тем,
вызывающих затруднение у обучающихся:
1)
Употребление «ь» для обозначения грамматических форм (§16);
2)
Правописание безударных гласных корня слова (§18,19);
3)
Правописание
приставок,
не
изменяющихся
и
изменяющихся
на
письме. Правописание приставок пре– и при– (§22,23);
4)
Правописание прилагательных с суффиксами (§38);
5)
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений (§43);
6)
Правописание «н» и «нн» в прилагательных и причастиях (§49);
7)
Правописание наречий (§51);
8)
Раздельные написания частиц и написание через дефис (§57);
9)
Правописание «не» с различными частями речи (§58);
10) Тире между подлежащим и сказуемым (§63);
11)
Знаки препинания между однородными членами(§69);
12) Обособленные члены предложения (§§ 72-75);
13) Сравнительные обороты (§77);
14) Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§80);
15) Сложноподчиненные предложения (§§ 81-83);
16) Знаки препинания в бессоюзном предложении (§85).
(Указанные параграфы соответствуют «Пособию для занятий по русскому
языку» В.Ф. Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко – 45-ое изд., испр. – М.:
Просвещение, 2008 год)
Выполнять
упражнения
следует
только
после
повторения
теоретического
материала.
Перед
текстами
указаны
соответствующие
параграфы.
В
обучающих
диктантах
не
сохраняется
последовательность
тем,
данных
в
перечне
для
повторения.
Они
сгруппированы
в
основном
по
общему принципу: правописание «н» и «нн», «не» с различными частями
речи, написание через дефис и т.д.
В текстах отсутствуют знаки препинания, постановка которых требует
повторения
параграфов,
указанных
в
пунктах
12-19.
Таким
образом,
предоставляется
возможность
углубленного
повторения
пунктуации
(при
условии,
конечно,
что
вы
будете
неоднократно
обращаться
к
правилам).
Отдельно даны только тексты, требующие повторения § 63,77,78.
В контрольных диктантах полужирным шрифтом выделены слова,
правописание которых чаще всего затрудняет. Повторите данную орфограмму
(определить
ее
вы
должны
самостоятельно,
в
случае
затруднения
воспользуйтесь
ключом
на
стр.
31),
придумайте
и
запишите
несколько
подобных примеров. Написав диктант, сверьтесь с текстом, сделайте работу
над ошибками.
Сборник дидактических материалов
1.Повторите § 15, 16. На месте точек поставьте там, где нужно, ь.
Пунктуация: § 69, § 80—83, § 85. Расставьте пропущенные знаки
препинания.
Мы проходим по плотному слежавшемуся снегу через ущел..е в надежде
увидеть оленя по ту сторону но там лиш.. необозримое пространство скал.. .
Мы развели костер потому что здес.. холодно от близос..ти снега. Так мы
пробудем ноч.. а завтра двинем..ся в путь. На небе ни одного о6лач..ка.
Наконец-то я увижу полуноч..ное солнце!
…Погас последний луч.. Мне кажет..ся будто кто-то крикнул за ущел..ем в
горах. Это, вероятно, крикнула полярная куропатка. Но в тишине при
красном свете потухающего солнца так легко ошибит..ся...
Чем ближе к океану на север тем выше останавливает..ся солнце над
горизонтом и тем яр..че оно светит в полноч.. Иногда проснеш..ся и долго не
поймеш.. ден.. тепер.. или ноч..? Забываеш.. числа месяца исчезает время.
(По М. М. Пришвину)
2.Повторите § 18, ,19. В словах с пропущенными буквами обозначьте
корни, вставьте нужную букву.
Пунктуация: § 69; § 75, § 80, § 81— 83 § 85. Расставьте пропущенные
знаки препинания.
ЛЮБОПЫТНАЯ
У этих славно поющих птичек з..рянок инт..р..сная особенность они
любопытны.
Ос..нью когда д..ревья уже сбрасывали листья я встретился с одной из
них на заросшей вырубке. М..л..дые осины кусты жимолости и калины так
густо зас..лили вырубку что соприк.. саясь ветвями полностью закрыли
землю от солнца и к..
.
залось невозможно чтобы что-то еще могло выр..сти в
такой чаще.
С трудом проб..раясь сквозь зар..сли я соб..рал опенки. И об..рнувшись
увидел вспорхнувшую птичку. Вскоре она опять пок..залась и села
непод..леку. Ею ок..залась з…рянка.
Вот она подл..тела совсем близко чуточку зад..ржалась рассматривая меня
и скрылась в кустарнике. Потом птица еще и ещё раз повт..рила свои
прилеты...
Спустя несколько дней я опять соб..рал гр..бы на той же вырубке. И вот
неожиданно по..вилась з..рянка. Прыгая по веткам она разыскивала
н..с..комых и постепенно приближалась ко мне. Я накл..нился над к..рзинкой
и стал оч..щать от сора гр..бы а з..рянка подл.. тела поближе погл..дела на
меня и опять пр..н..лась к..рмиться.
Я ул..жил гр..бы и отошел на несколько шагов. З..рянку не заинт..р..совали
остатки от гр..бов. Она спустилась с куста на землю села напротив и выт..нув
шейку ст..ралась рассм..третъ меня. Выгл..дело это очень трогательно
крошечная птичка стоя на земле перед взрослым человеком бесстрашно
разглядывает его…
(Из журн. «Лес и человек»)
3. Повторите § 22, 23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и зна-
ки препинания. Обозначьте приставки. Пунктуация: §75, § 78, § 85
ВЛАСТИТЕЛЬ ВОЛЖСКИХ ПРОСТОРОВ
Июньские ночи коротки. Кажется только что ..тгорела вечерняя заря, а
над Волгой уже з..нимается в синей туманной дымке ра..свет нового дня. В
этот час спешили мы на утреннюю рыбалку. Думали первыми будем но
ошиблись на песчаной косе уже сновали бойкие кулики, с места на место с
криком п..р..летали белокрылые чайки.
Вдруг все з..тихло короткий резкий крик властно з..ставил з..молчать
и ..жаться куликов чаек мелких пичуг. А немного погодя из-за вершин
деревьев п..явился и он, хозяин бе...крайних просторов— орлан-белохвост.
Пр..таившись в кустах мы н..блюдали редкую сцену. Орлан бе..шумно
пр..землился на косе и п..р..валиваясь с боку на бок (земля –не его стихия)
п..д..щел к воде. Удалившись от берега по мелководью он ..становился и
устроившись п..удобнее замер пр..дстояла охота.
Зрение у орлана пр..восходное. С огромной высоты паря над землей
или водой он з..мечает самую мелкую живность. И вблизи видит отменно ни
единая рыбка, …смелившись п..казаться на п..верхности воды, не ускользнет
от его внимания.
Так случилось и на сей раз. Сильно в..махнув могучими крыльями
орлан низко пр..несся над гладью реки и вдруг упал в воду. Через мгновение
снова в..летел, и мы …тчетливо увидели в когтях его билась крупная
серебристая чехонь.
(Из журн. «Лес и человек»)
4. Повторите § 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки
препинания. Пунктуация: §69, § 72, § 75.
ПОЮЩАЯ ТРАВА
Возвращение по тропе приведшей меня в липняк было совсем скорым.
Я слушал напряж..нным ухом шо..рохи леса. Ночь и густая листва
подсовывали мне то гудение заблудившегося жука то писк летучей мыши то
стук ж..лудя упавшего на траву. И все же я остался доволен обратной
дорогой. Продвигаясь осторожно почти на ц..почках слушал, как дышит
ночная трава.
Принято считать, что песни леса - это прежде всего заслуга птиц, но
смотрите — против этого громко протестует мышиный горош..к дребезжа
под ветром кастаньетами перезревших стручков.
Травы умеют разговаривать с ветром, только их тайны чересчур
секретны, и даже овсянки не отрываются от своих раздумий, чтобы
подслушать чуж..й разговор.
Гулко стучат ночами сорвавшиеся с головокружительной высоты
ж..луди. Клеверное поле шумит мягко и успокаивающ.. .
Небосвод темнеет предвещая скорую грозу. Птиц.. на вершинах
краснотала ещ.. поют во славу солнечного суходола. А между тем былого
спокойствия уж нет ни в их голосе ни в ш..поте осок.
Шаги дождя уже слышны. Он идет стеной успевая побарабанить
первыми самыми тяж..лыми каплями по глянц..вым листам кубышек
плеснуть влаги в бледные лица водяных лилий.
...Травы умеют разговаривать с ветром, но дождь они предпочитают
слушать. Умеем ли делать то и другое мы?
(Из журн. «Лес и человек»)
5. Повторите § 38, § 49, § 51, § 58. Перепишите, вставляя пропущенные
буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Пунктуация: §§ 73—75, §
77, §§81 —83.
ОСЕНЬ
Осень ворвалась в Приморье (не)ожида(н,нн)о. Досыта напоила влагой
землю, превратила в глухих распадках в беше(н, нн)ые потоки ручьи которые
сметали на своем пути камни обрушивали песча(н, нн)ые берега, несли
вывороче(н, нн)ые деревья образуя в у..ких крутых проходах рокочущие
заторы.
Осень (не)истовствовала. (Не)было уголка в тайге где бы
(не)чувствовалась ее (не)укротимая злая стихия. И словно опомнившись от
(не)обузда(н, нн)ого разгула она вдруг утихла присмирела. Так же
(не)ожида(н, нн)о как ворвалась в лес сменила свой гнев на милость. Кругом
воцарились тишина и покой. В природе установилась та удивительная
чудесная пора когда вокруг все вновь оживает и расцветает своей
(не)повторимой красотой и прелестью.
То там, то здесь вспыхивали ярким рыж..ватым пламенем заросли
клена, медью наливались узорч..тые листья дикого винограда. Одевалась в
лимо(н, нн)ый наряд нежно-хрупкая задумч..вая осина. Будто лакирова(н,
нн)ые поблескивали на солнце мал..нькие зонтики ягод элеутерококка
ближайшего родстве(н, нн)ика легендарного женьшеня.
Как исти(н, нн)ый художник осень трудилась торжестве(н, нн)о
вдохнове(н, нн)о превращая лес в зачарова(н, нн)ый сказочный мир находясь
в котором забываешь обо всем на свете, забываешь о своих тревогах и
волнениях.
Кружит в прозрачно-голубом воздухе кленовый лист; кружит плавно,
(не)торопливо, и будто слышится тебе в этой торжестве(н, нн)ой тишине его
затянувшийся полет. Густой полуде(н, нн)ый воздух настоя(н, нн)ый
ароматом ягод и трав звенит полетом диких пчел. Где-то рядам процокал
любопытный бурундучок. Дышится легко и привольно.
Чуд..н лес Приморья в эту осе(н, нн)юю пору.
(По Н. А. Говорушко)
6. Повторите § 48, § 58. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте
пропущенные знаки препинания. Пунктуация: §72, § 78.
Андрий уже издали видел дом (не)похожий на другие и как казалось
строе(н, нн)ый каким-нибудь архитектором итальянским. Он был сложен из
красивых тонких кирпичей в два этажа. Окна нижнего этажа были заключе(н,
нн)ы в высоко выдавшиеся гранитные карнизы; верхний этаж состоял весь
из(не)больших арок образовавших галерею между ними были видны решетки
с гербами. На углах дома тоже были гербы. Наружная широкая лестница из
краше(н, нн)ых кирпичей выходила на самую площадь. Внизу лестницы
сидело по одному часовому, которые карти(н нн)о и симметрически
держались одной рукой за стоявшие около них алебарды, а другою подпирали
наклоне(н, ,нн)ые свои головы и казалось таким образом более походили на
изваяния, чем на живые существа. Они (не)спали и (не)дремали, но казалось
были (не)чувствительны ко всему: они (не)обратили даже внимания на то, кто
всходил по лестнице. На верху лестницы они нашли богато убра(н, нн)ого,
всего с ног до головы вооруже(н, нн)ого воина державшего в руках
молитве(н, нн)ик.
(Н. В. Гоголь)
7. Повторите § 43, § 51, § 57. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте
пропущенные запятые. Пунктуация: § 69.
Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору и
привели в громаднейших размеров кабинет. Иван тут(же) мысленно окрестил
кабинет "фабрикой-кухней".
И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с
блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно
сложного устройства какие(то) пузатые лампы с сияющими колпаками
множество склянок и газовые горелки
и электрические провода и совершенно (ни)кому (не)известные приборы.
В кабинете за Ивана принялись трое — две женщины и один мужчина,
все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явною целью
(кое) (что) у него повыспросить.
Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и женщина в
белом перешла к расспросам о родственниках Ивана. Началась какая(то)
канитель: кто умер, когда да от(чего), не пил(ли) не болел(ли), и все в
таком(же) роде.
Женщина уступила Ивана мужчине, и тот взялся за него (по)иному и
(ни)(о)чем уже (не)расспрашивал. Он измерил температуру посчитал пульс
посмотрел Ивану в глаза, светя в них какою(то) лампой. (За)тем на помощь
мужчине пришла другая женщина, и Ивана кололи, но(не)больно
,
чем(то) в
спину рисовали у него ручкой молоточка какие(то) знаки на коже груди
надевали на руки какие(то) резиновые браслеты.
Наконец Ивана отпустили. Он был препровожден обратно в свою
комнату, где получил чашку кофе два яйца (в)смятку и белый хлеб с маслом.
Съев и выпив всё предложенное, Иван решил дожидаться кого(то)
главного в этом учреждении. (Не)ожиданно открылась дверь и вошло
множество народа. (В)переди всех шел тщательно, (по)актерски обритый
человек лет сорока пяти. Вся свита оказывала ему знаки внимания. Главный,
(по)видимому, поставил себе за правило соглашаться со всем и радоваться
всему, что(бы) (ни)говорили ему окружающие...
(М. Булгаков)
8. Повторите § 63, § 58. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания.
Кто хотя бы раз в жизни (не)любовался прекрасным узором на крыльях
бабочки? Кто (не)собирал в детстве коллекции из ярко-крылых мотыльков?!
Бабочки (не)отъемлемая часть сложнейших природных комплексов. И
поэтому их исчезновение (не)может быть для нас безразличным.
Дневные бабочки важные опылители растений.
Еще один аспект шелководство. (Не)смотря на достижения
современной химии, потребность в натуральном шелке растет. Идут работы
по выведению новых пород тутового шелкопряда.
Любой вид бабочек, как и любой вид живой природы вообще,
хранилище богатейших наследственных качеств. (Не)льзя предвидеть все
потери, которые понесет человек в результате исчезновения хотя бы одного
вида сегодня.
Бабочки интересны и в научном отношении. Они удобный объект для
изучения многих общебиологических закономерностей.
... Бабочки, как и любой вид животного или растения, (не)повторимое
произведение искусства природы. Их исчезновение (не)обратимо и трагично.
Многие бабочки, имея ничтожное практическое значение, просто украшают
жизнь человека. Красота вот главный аргумент за их сохранение.
Что же угрожает бабочкам? Причина одна деятельность человека. Даже
сравнительно простые хозяйственные мероприятия становятся настоящими
экологическими катастрофами для бабочек.
Нужно (не)медля сделать всё, чтобы завтрашние жители Земли могли
увидеть бабочек (не)под толстым стеклом музейных стендов, а живых в
живой природе.
(С. Воловник)
9. Повторите § 19, § 77. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Проверьте гласные подбором однокоренных слов. Выделите запятыми
сравнительные обороты и подчеркните их.
Вдруг все изм..нилось, м..ста и погода. Равнина кончилась, дорога
пошла между гор — х..лмами и возвышенностями. Прекратился северный
ветер, дувший все последнее время. С юга как из печки п..хнуло т.плом.
Л..са росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное
полотно их перес..кало, поезду сначала прих..дилось брать б..льшой подъем,
см..нявшийся с сер..дины отлогим спуском. Поезд кряхтя вп..лзал в чащу и
еле т..щился по ней точно старый л..сник, который п..шком вел за собой т..лпу
пассажиров, осматривавшихся по ст..ронам и все зам..чавших.
Но см..треть еще было не на что. В глубине леса был сон и покой как
з..мой. Лишь изредка некоторые кусты и д..ревья с шорохом высвоб..ждали
нижние сучья из постепенно ос..давшего снега как из снятых ошейников или
расстегнутых в..ротников.
(Б. Пастернак)
10. Повторите § 78. Перепишите, расставляя недостающие знаки
препинания.
ВЕЧНЫЙ БАРОМЕТР
В горах лучше всего несомненно жизнь птиц и зверей наблюдать у
родника. Он как барометр жизни.
Утопая по колено в рыхлом снегу, спускаюсь к южному склону, со всех
сторон защищенному скалами. Снегу там естественно поменьше. На этом-то
склоне как мне сказали и находится маленький родничок. Интересно, замерз
он или нет , при такой погоде?
Еще издали я увидел к радости поднимающийся из земли легкий парок.
Жив родничок, не замерз! Подхожу поближе. А вот и следы должно быть
утренние. Кто бы это мог оставить автографы? Глубокие ямки в снегу будто
небрежно заметены веником. Ну конечно они принадлежат лисице! Чуть
подальше справа другие следы — легкие, неглубокие и расположены как-то
челночно. Очень похоже на шуструю каменную куницу! У самого родника
снег взметен крыльями. По-видимому это уже кто-то из пернатых. Возможно
сорока или ворона.
Вода холодно блестит, словно лезвие бритвы. Со дна невидимый
кулачок взбивает бесчисленные крупицы золотистого песка. Это сердце
родничка. И пока оно бьется, будут к нему тянуться в любое время года следы
зверей, птиц, человека...
(Из журн. «Лес и человек»)
После выполнения заданий по отдельным темам рекомендуем
работу над текстами, насыщенными орфограммами и пунктограммами
на все повторяемые правила правописания.
Даны контрольные диктанты двух видов: одни вы списываете,
раскрывая скобки, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки
препинания, другие следует написать под диктовку.
Мы прое..жаем по больш..му селу над рекою и я спешу нагл..дет..ся на
все деревенское.
Кругом ч..рнеют среди сугробов избы. Едем по буграм с к..торых
к,.тают.ся мальчишки на л..дяшках а около проруби бабы бойко полощут
белье в темн..й студен..й воде и звонко переговаривают..ся...
Но уже и село кон..чилось. (В)переди только поле белая пелена
пушистого снега. Сколько его набило за ноч.. в л..щинах!.. В поле опять стало
ветре(н, нн)о; ветер занос..т в сторону гривы и хвосты лош..дей дорога
тяжкая; но лош..ди з..ст..ялись они как(будто) рады ветру и пр..стору полей и
быстро несут нас (в)перед... Небо сплош.. закрыто облаками (в)далеке
ч..рнеет лесок.
От..епели нач..лись думаю я.
И мне предст..вляет..ся как теперь (на)долго пойдут эти серые дни когда
на межах в пустой степи уныло к..чает..ся прошлогодняя полынь от ветра. Но
все(таки) весна близко! Этот(же) ветер скоро стан..т теплее а когда наступ..т
март, - шумно и весело пойдет он по б..резов..м лесам в блеске весе(н, нн)его
со..нца пр..буждая пр..роду от зимн..го сна. А потом загремят по оврагам
полые воды налетят с далекого юга птиц.. з..зеленеют поля...
Хорошо в
полях!
(По И. А. Бунину)
Но все(таки) что(же) было дальше(то) в Москве после того как в
субботний вечер на закате Воланд п..кинул ст.лицу и..чезнув вместе со св..ей
свитой с Воробьевых гор?
О том что (в)течени.. долгого времени по всей ст..лице ш..л т..ж..лый
гул самых (не)вероятных слухов очень быстро п..р..кинувшихся и в о..д..ле(н;
нн)ые и глухие места провинц..и и г..в..рить (не)пр..ходит..ся.
Ш.. пот слышался в очер..дях ст..явших у молоч..ных в тр..мваях в
м..г..зинах в кв..ртирах в кухнях в п..ездах и дач..ных и дальн..го след..вания
на станц..ях и (полу)станках на дачах и на пляжах.
Наиболее разв..т..е и культурн..е люди в этих рас(с, сс)казах о
(не)чистой силе н..в..стивш..й ст..лицу (ни)какого участия (не)пр..н..мали и
даже см..ялись над ними и пытались рас(с, сс)ка..иков ..бр..зумить. Но факт
все(таки) как говорит..ся ост..ет..ся фактом и отм..хнут..ся от него без
об..яснении (ни)как нельзя кто(то) п..бывал в ст..лиц.. .
Культурные люди стали на точ..ку зрения следствия работала шайка
гипнотизеров и чревовещателей в..л..колепно владеющая своим иску(с,
сс)твом.
Меры к ее поимке как в Москве так и за пр..делами были конеч..но
приняты немедле(н, нн)ые но к в..лик..му сож..лению р..зультатов (не)дали.
(По М. Булгакову)
Кон..чалась северная белая ноч.. . Все было видно но стояло словно
(не)веря себе как соч..не(н, нн)ое гора, рощ..ца и обрыв.
Рощ..ца едва заз..л..нела. (В)ней цв..ло (не)сколько кустов черемухи.
Роща р..сла под отвесом горы на (не)широк..й так(же) обрывавш..йся
(по)одаль пл..щадк.. .
(Не)(в)далеке был вод..пад. Он был виден (не)отовсюду а только по ту
сторону рощ..ц.. с края обрыва. Вася устал ходить туда гл..деть на вод..пад
что(бы) и..пытывать ужас и восх..щение.
Вод..паду (не)было кругом (ни)чего равного (ни)чего под пару. Он был
страшен в этой единстве(н, нн)ости пр..вращавш..й его в (не)что одаре(н,
нн)ое жизнью и с..знанием в сказоч..ного дракона или змея-полоза этих мест
с..б..равш..го (с)них дань и опуст..шавш..го окрес..ность.
В (полу)высоте падения вод..пад обруш..вался на выд..вшийся зубец
утеса и ра..дваивался. Верхний столб воды поч..ти (не)двигался а в двух
нижних (ни) на минуту (не)пр..кращалось еле ул..вимое дв..жение из стороны
в сторону точ..но вод..пад все время п..скальзывался и выпр..млялся и
сколько (ни)пошатывался все время ост..вался на ногах.
(В. Пастернак)
Зна..те(ли) вы украинскую ноч.. ? О, вы (не)зна..те украинской ночи!
Всмотрит..сь (в)нее. С сер..дины неба гл..дит месяц. (Не)об..ятный небесный
свод ра(с, з)дался ра(с, з)двинулся еще (не)об..ятнее. Г..рит и дыш..т он.
Земля вся в серебр..(н, нн)ом свете. Оч..ровательная ноч..! (Не)движно
вдохнове(н, нн)о стали леса полные мрака и кинули огромную тень (от)себя.
Весь лан..шафт спит. А(в)верху все дыш..т все дивно все торжестве(н, нн)о.
А на душе и (не)об..ятно и чудно и толпы серебр..(н, нн)ых видений стройно
возн..кают в ее глуб..не. Оч..ровательная ноч..! И вдруг все ожило и леса и
пруды и степи. Сыпл..т..ся величестве(н, нн)ый гром украинского соловья и
чуд..т..ся что и месяц заслушался его (по)сер..ди неба.. Как оч..рованное
дремл..т на возвышени.. село. Ещ.. белее ещ.. лу..ше бл..стят при месяце
толпы хат; осл..пительнее вырезывают..ся из мрака низкие их стены. Песни
умолкли. Все тихо. Один только месяц так(же) бл..стат..льно и чудно плыл в
(не)об..ятных пустынях р..скошного украинского неба. Так(же) торжестве(н,
нн)о дышало в вышине и ноч.. божестве(н, нн)ая ноч.. величестве(н, нн)о
д..г..рала. Так(же) пр..красна была земля в дивном серебр..(н, нн)ом блеске;
но уже (ни)кто (не)уп..вался ими все п..грузилось в сон.
(Н. В. Гоголь)
Обратите внимание на выделенные слова в текстах для диктовки.
Их правописание обычно вызывает наибольшее затруднение. Подумайте,
какие правила следует повторить, чтобы избежать ошибок.
Воспользуйтесь ключом только в том случае, если не сможете
определить орфограмму сами.
В Южной Америке обитают муравьи, которых называют листорезами.
Они достаточно крупные
,
достигают полутора сантиметров, и у них довольно
своеобразный муравейник. Он представляет большую кучу голой земли, а в
подземной части ее находится основное муравьиное гнездо.
В доме коллективных насекомых, разумеется, должен быть порядок.
Поэтому листорезам, как и нашим лесным муравьям, бездельничать некогда.
Они все время расширяют и углубляют подземную часть гнезда, вынося
землю на поверхность. Если вдруг какой-нибудь муравей оказался
присыпанным землей, он начинает издавать сигналы бедствия... И тогда
собратья-муравьи, услышав этот сигнал и точно определив по нему место, где
находится попавший в беду, начинают его откапывать.
Чуть свет муравьи-листорезы разбредаются по тропинкам в разных
направлениях. А затем, забравшись на дерево, принимаются срезать листья.
Откусив кусочек, насекомое берет его в челюсти и, прикрывшись им, будто
зонтиком, ползет назад к муравейнику.
Дома муравьи обрабатывают кусочки листьев и делают из них "грядки",
на которых выращивают один из видов плесневых грибков — свою основную
пищу.
(По Л. Стишковской)
В лесу стояли северные сумерки. А лес, молчаливый, темный, тянулся
на много верст вокруг. И весь этот лесной край был погружен теперь в
грустное и спокойное ожидание ночи. Зыбкий полусвет таял, задремывал.
Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, еще белело
меж деревьев. Но и оно было тускло и печально, как в лесу. Надвинулись
тучи, сливаясь с темнотою леса. И все цепенел теплый сонный воздух,
напоенный пряным ароматом болотных трав и хвои. Светляки золотистыми
изумрудами тлели под кустами, задремывающими под таинственный шепот
кузнечиков... Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и
широкий коридор вековых сосен. И, уже с трудом различая дорогу, пошли по
глубокому песку к поляне, как вдруг что-то зашуршало в сухой
перепутанной хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. Она
метнулась на нас и взвилась на своих широких круглых крыльях. Сова,
беззвучно описав дугу, снова пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей, во
мраке.
(По И. А. Бунину)
По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека,
можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по
природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью
друг другу и невесело выглядит тогда и дом, и его обитатели. На всем лежит
печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что
человек настолько сроднится со своим жильем, что подчас и понять трудно,
где кончается обиталище и начинаются обитатели.
Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище
Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как
выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так
были скупы на рассказы об этом доме!
И вот как-то мне представилось: еще там, на юге, Пушкин заставил
героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же
природы, среди которой ему пришлось жать теперь самому в Михайловском.
Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы
расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие
густые рощи, речка, огромный запущенный сад...
И вот теперь он и все вызванные им к жизни герои должны жить
здесь, в таинственной северной глуши...
(По С. Гейченко)
В ГОСТЯХ
Быстро пройдя по двум комнатам в сопровождении Фёдора Ивановича,
я увидел много вещей, похожих на экспонаты. В тот первый визит они
показались мелочами. Был там, например, деревянный сундучок,
сработанный сельским плотником лет сто назад. Крышка его, треснутая
вдоль, грозила развалиться. За стеклом шкафа холодно поблескивал
потемневший латунью микроскоп немецкой работы, созданный в прошлом
веке. Его тусклый тубус торчал вертикально, как труба паровоза Стефенсона.
Особое внимание привлекала большая настольная лампа.
Когда стали усаживаться за стол, взор невольно остановился на
стоявшем в центре большом шаровидном чайнике, отлитом из олова и
посеребренном. Он качался в подставке, сплетенной из прихотливых
оловянных вензелей. Это был чайник бабушки, которую очень чтили в семье.
Ей так и не пришлось увидеть правнуков.
А правнуки у нее были. Двое. Младший — мальчик лет тринадцати,
опоясанный хозяйкиным фартуком, принес с кухни овеянный душистым
паром тазик с хорошо очищенной картошкой, сваренной со знанием дела.
Здесь ели ее без масла, слегка присыпая солью. Я и сам заразился за этим
столом новой для меня манерой есть картошку.
(По В. Д. Дудинцеву)
Эталон ответов
1.Повторите § 15, 16. На месте точек поставьте там, где нужно, ь.
Пунктуация: § 69, § 80—83, § 85. Расставьте пропущенные знаки
препинания.
Мы проходим по плотному, слежавшемуся снегу через ущелье в
надежде увидеть оленя по ту сторону, но там лишь необозримое
пространство скал.
Мы развели костер, потому что здесь холодно от близости снега. Так мы
пробудем ночь, а завтра двинемся в путь. На небе ни одного о6лачка.
Наконец-то я увижу полуночное солнце!
…Погас последний луч. Мне кажется, будто кто-то крикнул за ущельем в
горах. Это, вероятно, крикнула полярная куропатка. Но в тишине, при
красном свете потухающего солнца так легко ошибиться...
Чем ближе к океану на север, тем выше останавливается солнце над
горизонтом и тем ярче оно светит в полночь. Иногда проснешься и долго не
поймешь: день теперь или ночь? Забываешь числа месяца, исчезает время.
(По М. М. Пришвину)
2.Повторите § 18, ,19. В словах с пропущенными буквами обозначьте
корни, вставьте нужную букву.
Пунктуация: § 69; § 75, § 80, § 81— 83 § 85. Расставьте пропущенные
знаки препинания.
ЛЮБОПЫТНАЯ
У этих славно поющих птичек зарянок интересная особенность: они
любопытны.
Осенью, когда деревья уже сбрасывали листья, я встретился с одной из
них на заросшей вырубке. Молодые осины, кусты жимолости и калины так
густо заселили вырубку, что, соприкасаясь ветвями, полностью закрыли
землю от солнца, и казалось невозможно, чтобы что-то еще могло вырасти в
такой чаще.
С трудом пробираясь сквозь заросли, я собирал опенки. И, обернувшись,
увидел вспорхнувшую птичку. Вскоре она опять показалась и села
неподалеку. Ею оказалась зарянка.
Вот она подлетела совсем близко, чуточку задержалась, рассматривая
меня, и скрылась в кустарнике. Потом птица еще и ещё раз повторила свои
прилеты...
Спустя несколько дней я опять собирал грибы на той же вырубке. И вот
неожиданно появилась зарянка. Прыгая по веткам, она разыскивала
насекомых и постепенно приближалась ко мне. Я наклонился над корзинкой
и стал очищать от сора грибы, а зарянка подлетела поближе, поглядела на
меня и опять принялась кормиться.
Я уложил грибы и отошел на несколько шагов. Зарянку не заинтересовали
остатки от грибов. Она спустилась с куста на землю, села напротив и,
вытянув шейку, старалась рассмотреть меня. Выглядело это очень
трогательно: крошечная птичка, стоя на земле перед взрослым человеком,
бесстрашно разглядывает его…
(Из журн. «Лес и человек»)
3. Повторите § 22, 23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и зна-
ки препинания. Обозначьте приставки. Пунктуация: §75, § 78, § 85
ВЛАСТИТЕЛЬ ВОЛЖСКИХ ПРОСТОРОВ
Июньские ночи коротки. Кажется, только что отгорела вечерняя заря, а
над Волгой уже занимается в синей туманной дымке рассвет нового дня. В
этот час спешили мы на утреннюю рыбалку. Думали, первыми будем, но
ошиблись – на песчаной косе уже сновали бойкие кулики, с места на место с
криком перелетали белокрылые чайки.
Вдруг все затихло: короткий резкий крик властно заставил замолчать и
сжаться куликов, чаек, мелких пичуг. А немного погодя из-за вершин
деревьев появился и он, хозяин бескрайних просторов— орлан-белохвост.
Притаившись в кустах, мы наблюдали редкую сцену. Орлан бесшумно
приземлился на косе, и переваливаясь с боку на бок (земля –не его стихия)
подошел к воде. Удалившись от берега по мелководью, он остановился и,
устроившись поудобнее, замер: предстояла охота.
Зрение у орлана превосходное. С огромной высоты, паря над землей
или водой, он замечает самую мелкую живность. И вблизи видит отменно –
ни единая рыбка, осмелившись показаться на поверхности воды, не
ускользнет от его внимания.
Так случилось и на сей раз. Сильно взмахнув могучими крыльями,
орлан низко пронесся над гладью реки и вдруг упал в воду. Через мгновение
снова взлетел, и мы отчетливо увидели: в когтях его билась крупная
серебристая чехонь.
(Из журн. «Лес и человек»)
4. Повторите § 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки
препинания. Пунктуация: §69, § 72, § 75.
ПОЮЩАЯ ТРАВА
Возвращение по тропе, приведшей меня в липняк, было совсем скорым.
Я слушал напряженным ухом шорохи леса. Ночь и густая листва
подсовывали мне то гудение заблудившегося жука, то писк летучей мыши, то
стук желудя, упавшего на траву. И все же я остался доволен обратной
дорогой. Продвигаясь осторожно, почти на цыпочках, слушал, как дышит
ночная трава.
Принято считать, что песни леса - это прежде всего заслуга птиц, но
смотрите, — против этого громко протестует мышиный горошек, дребезжа
под ветром кастаньетами перезревших стручков.
Травы умеют разговаривать с ветром, только их тайны чересчур
секретны, и даже овсянки не отрываются от своих раздумий, чтобы
подслушать чужой разговор.
Гулко стучат ночами сорвавшиеся с головокружительной высоты
желуди. Клеверное поле шумит мягко и успокаивающе.
Небосвод темнеет, предвещая скорую грозу. Птицы на вершинах
краснотала еще поют во славу солнечного суходола. А между тем былого
спокойствия уж нет ни в их голосе, ни в шепоте осок.
Шаги дождя уже слышны. Он идет стеной, успевая побарабанить
первыми, самыми тяжелыми каплями по глянцевым листам кубышек,
плеснуть влаги в бледные лица водяных лилий.
...Травы умеют разговаривать с ветром, но дождь они предпочитают
слушать. Умеем ли делать то и другое мы?
(Из журн. «Лес и человек»)
5. Повторите § 38, § 49, § 51, § 58. Перепишите, вставляя пропущенные
буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Пунктуация: §§ 73—75, §
77, §§81 —83.
ОСЕНЬ
Осень ворвалась в Приморье неожиданно. Досыта напоила влагой
землю, превратила в глухих распадках в бешеные потоки ручьи, которые
сметали на своем пути камни, обрушивали песчаные берега, несли
вывороченные деревья, образуя в узких, крутых проходах рокочущие заторы.
Осень неистовствовала. Не было уголка в тайге, где бы не
чувствовалась ее неукротимая злая стихия. И, словно опомнившись от
необузданного разгула, она вдруг утихла, присмирела. Так же
неожиданно,
как ворвалась в лес, сменила свой гнев на милость. Кругом воцарились
тишина и покой. В природе установилась та удивительная, чудесная пора,
когда вокруг все вновь оживает и расцветает своей неповторимой красотой и
прелестью.
То там, то здесь вспыхивали ярким рыжеватым пламенем заросли
клена, медью наливались узорчатые листья дикого винограда. Одевалась в
лимонный наряд нежно-хрупкая задумчивая осина. Будто лакированные
поблескивали на солнце маленькие зонтики ягод элеутерококка – ближайшего
родственника легендарного женьшеня.
Как истинный художник, осень трудилась торжественно, вдохновенно,
превращая лес в зачарованный, сказочный мир, находясь в котором
забываешь обо всем на свете, забываешь о своих тревогах и волнениях.
Кружит в прозрачно-голубом воздухе кленовый лист; кружит плавно,
неторопливо, и будто слышится тебе в этой торжественной тишине его
затянувшийся полет. Густой полуденный воздух, настоянный ароматом ягод и
трав, звенит полетом диких пчел. Где-то рядам процокал любопытный
бурундучок. Дышится легко и привольно.
Чуден лес Приморья в эту осеннюю пору.
(По Н. А. Говорушко)
6. Повторите § 48, § 58. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте
пропущенные знаки препинания. Пунктуация: §72, § 78.
Андрий уже издали видел дом, непохожий на другие и, как казалось,
строенный каким-нибудь архитектором итальянским. Он был сложен из
красивых тонких кирпичей в два этажа. Окна нижнего этажа были заключены
в высоко выдавшиеся гранитные карнизы; верхний этаж состоял весь из
небольших арок, образовавших галерею; между ними были видны решетки с
гербами. На углах дома тоже были гербы. Наружная широкая лестница из
крашенных кирпичей выходила на самую площадь. Внизу лестницы сидело
по одному часовому, которые картинно и симметрически держались одной
рукой за стоявшие около них алебарды, а другою подпирали наклоненные
свои головы, и, казалось, таким образом, более походили на изваяния, чем на
живые существа. Они не спали и не дремали, но, казалось, были
нечувствительны ко всему: они не обратили даже внимания на то, кто
всходил по лестнице. На верху лестницы они нашли богато убранного, всего
с ног до головы вооруженного воина, державшего в руках молитвенник.
(Н. В. Гоголь)
7. Повторите § 43, § 51, § 57. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте
пропущенные запятые. Пунктуация: § 69.
Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору и
привели в громаднейших размеров кабинет. Иван тут же мысленно окрестил
кабинет "фабрикой-кухней".
И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с
блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно
сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками,
множество склянок и газовые горелки, и электрические провода, и
совершенно никому не известные приборы.
В кабинете за Ивана принялись трое — две женщины и один мужчина,
все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явною целью
кое-что у него повыспросить.
Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и женщина в
белом перешла к расспросам о родственниках Ивана. Началась какая-то
канитель: кто умер, когда да отчего, не пил ли, не болел ли, и все в таком же
роде.
Женщина уступила Ивана мужчине, и тот взялся за него по-иному и ни
о чем уже не расспрашивал. Он измерил температуру, посчитал пульс,
посмотрел Ивану в глаза, светя в них какою-то лампой. Затем на помощь
мужчине пришла другая женщина, и Ивана кололи, но не больно
,
чем-то в
спину, рисовали у него ручкой молоточка какие-то знаки на коже груди,
надевали на руки какие-то резиновые браслеты.
Наконец Ивана отпустили. Он был препровожден обратно в свою
комнату, где получил чашку кофе, два яйца всмятку и белый хлеб с маслом.
Съев и выпив всё предложенное, Иван решил дожидаться кого-то
главного в этом учреждении. Неожиданно открылась дверь и вошло
множество народа. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый
человек лет сорока пяти. Вся свита оказывала ему знаки внимания. Главный,
по-видимому, поставил себе за правило соглашаться со всем и радоваться
всему, что бы ни говорили ему окружающие...
(М. Булгаков)
8. Повторите § 63, § 58. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания.
Кто хотя бы раз в жизни не любовался прекрасным узором на крыльях
бабочки? Кто не собирал в детстве коллекции из ярко-крылых мотыльков?!
Бабочки – неотъемлемая часть сложнейших природных комплексов. И
поэтому их исчезновение не может быть для нас безразличным.
Дневные бабочки – важные опылители растений.
Еще один аспект – шелководство. Несмотря на достижения
современной химии, потребность в натуральном шелке растет. Идут работы
по выведению новых пород тутового шелкопряда.
Любой вид бабочек, как и любой вид живой природы вообще, –
хранилище богатейших наследственных качеств. Нельзя предвидеть все
потери, которые понесет человек в результате исчезновения хотя бы одного
вида сегодня.
Бабочки интересны и в научном отношении. Они удобный объект для
изучения многих общебиологических закономерностей.
... Бабочки, как и любой вид животного или растения, – неповторимое
произведение искусства природы. Их исчезновение необратимо и трагично.
Многие бабочки, имея ничтожное практическое значение, просто украшают
жизнь человека. Красота – вот главный аргумент за их сохранение.
Что же угрожает бабочкам? Причина одна – деятельность человека.
Даже сравнительно простые хозяйственные мероприятия становятся
настоящими экологическими катастрофами для бабочек.
Нужно немедля сделать всё, чтобы завтрашние жители Земли могли
увидеть бабочек не под толстым стеклом музейных стендов, а живых в живой
природе.
(С. Воловник)
9. Повторите § 19, § 77. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Проверьте гласные подбором однокоренных слов. Выделите запятыми
сравнительные обороты и подчеркните их.
Вдруг все изменилось, места и погода. Равнина кончилась, дорога
пошла между гор — холмами и возвышенностями. Прекратился северный
ветер, дувший все последнее время. С юга, как из печки, пахнуло теплом.
Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное
полотно их пересекало, поезду сначала приходилось брать большой подъем,
сменявшийся с середины отлогим спуском. Поезд кряхтя вползал в чащу и
еле тащился по ней, точно старый лесник, который пешком вел за собой
толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших.
Но смотреть еще было не на что. В глубине леса был сон и покой, как
зимой. Лишь изредка некоторые кусты и деревья с шорохом высвобождали
нижние сучья из постепенно оседавшего снега, как из снятых ошейников или
расстегнутых воротников.
(Б. Пастернак)
10. Повторите § 78. Перепишите, расставляя недостающие знаки
препинания.
ВЕЧНЫЙ БАРОМЕТР
В горах лучше всего, несомненно, жизнь птиц и зверей наблюдать у
родника. Он как барометр жизни.
Утопая по колено в рыхлом снегу, спускаюсь к южному склону, со всех
сторон защищенному скалами. Снегу там, естественно, поменьше. На этом-то
склоне, как мне сказали, и находится маленький родничок. Интересно, замерз
он или нет, при такой погоде?
Еще издали я увидел, к радости, поднимающийся из земли легкий
парок. Жив родничок, не замерз! Подхожу поближе. А вот и следы, должно
быть, утренние. Кто бы это мог оставить автографы? Глубокие ямки в снегу
будто небрежно заметены веником. Ну, конечно, они принадлежат лисице!
Чуть подальше справа другие следы — легкие, неглубокие и расположены
как-то челночно. Очень похоже на шуструю каменную куницу! У самого
родника снег взметен крыльями. По-видимому, это уже кто-то из пернатых.
Возможно, сорока или ворона.
Вода холодно блестит, словно лезвие бритвы. Со дна невидимый
кулачок взбивает бесчисленные крупицы золотистого песка. Это сердце
родничка. И пока оно бьется, будут к нему тянуться в любое время года следы
зверей, птиц, человека...
(Из журн. «Лес и человек»)
После выполнения заданий по отдельным темам рекомендуем
работу над текстами, насыщенными орфограммами и пунктограммами
на все повторяемые правила правописания.
Даны контрольные диктанты двух видов: одни вы списываете,
раскрывая скобки, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки
препинания, другие следует написать под диктовку.
Мы проезжаем по большому селу над рекою, и я спешу наглядеться на
все деревенское.
Кругом чернеют среди сугробов избы. Едем по буграм, с которых
катаются мальчишки на ледяшках, а около проруби бабы бойко полощут
белье в темной студеной воде и звонко переговариваются...
Но уже и село кончилось. Впереди только поле, белая пелена
пушистого снега. Сколько его набило за ночь в лощинах!.. В поле опять стало
ветрено; ветер заносит в сторону гривы и хвосты лошадей, дорога тяжкая; но
лошади застоялись, они как будто рады ветру и простору полей и быстро
несут нас вперед... Небо сплошь закрыто облаками, вдалеке чернеет лесок.
«Оттепели начались», – думаю я.
И мне представляется, как теперь надолго пойдут эти серые дни, когда
на межах в пустой степи уныло качается прошлогодняя полынь от ветра. Но
все-таки весна близко! Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит
март, - шумно и весело пойдет он по березовым лесам в блеске весенего
солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам
полые воды, налетят с далекого юга птицы, зазеленеют поля...
Хорошо в полях!
(По И. А. Бунину)
Но все-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в
субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей
свитой с Воробьевых гор?
О том, что в течение долгого времени по всей столице шел тяжелый гул
самых невероятных слухов, очень быстро перекинувшихся и в отдаленные и
глухие места провинции, и говорить не приходится.
Шепот слышался в очередях, стоявших у молочных, в трамваях, в
магазинах, в квартирах, в кухнях, в поездах, и дачных и дальнего следования
на станциях и полустанках, на дачах и на пляжах.
Наиболее развитые и культурные люди в этих рассказах о нечистой
силе, навестившей столицу никакого участия не принимали и даже смеялись
над ними и пытались рассказчиков образумить. Но факт все-таки, как
говорится, остается фактом, и отмахнуться от него без объяснений никак
нельзя: кто-то побывал в столице.
Культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка
гипнотизеров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством.
Меры к ее поимке, как в Москве, так и за пределами, были, конечно,
приняты немедленные, но, к великому сожалению, результатов не дали.
(По М. Булгакову)
Кончалась северная белая ночь. Все было видно, но стояло словно не
веря себе, как сочиненное: гора, рощица и обрыв.
Рощица едва зазеленела. В ней цвело несколько кустов черемухи. Роща
росла под отвесом горы, на неширокой, так же обрывавшейся поодаль
площадке.
Невдалеке был водопад. Он был виден не отовсюду, а только по ту
сторону рощицы, с края обрыва. Вася устал ходить туда глядеть на водопад,
чтобы испытывать ужас и восхищение.
Водопаду не было кругом ничего равного, ничего под пару. Он был
страшен в этой единственности превращавшей его в нечто одаренное жизнью
и сознанием, в сказочного дракона или змея-полоза этих мест, собиравшего с
них дань и опустошавшего окрестность.
В полувысоте падения водопад обрушивался на выдавшийся зубец
утеса и раздваивался. Верхний столб воды почти не двигался, а в двух
нижних ни на минуту не прекращалось еле уловимое движение из стороны в
сторону, точно водопад все время поскальзывался и выпрямлялся, и, сколько
ни пошатывался, все время оставался на ногах.
(В. Пастернак)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный
свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в
серебряном свете. Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса,
полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Весь ландшафт спит. А
вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и
чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине.
Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.
Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц
заслушался его посереди неба.. Как очарованное, дремлет на возвышении
село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; ослепительнее
вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Один
только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях
роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и
ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была
земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все
погрузилось в сон.
(Н. В. Гоголь)
Обратите внимание на выделенные слова в текстах для диктовки.
Их правописание обычно вызывает наибольшее затруднение. Подумайте,
какие правила следует повторить, чтобы избежать ошибок.
Воспользуйтесь ключом только в том случае, если не сможете
определить орфограмму сами.
В Южной Америке обитают муравьи, которых называют листорезами.
Они достаточно крупные
,
достигают полутора сантиметров, и у них довольно
своеобразный муравейник. Он представляет большую кучу голой земли, а в
подземной части ее находится основное муравьиное гнездо.
В доме коллективных насекомых, разумеется, должен быть порядок.
Поэтому листорезам, как и нашим лесным муравьям, бездельничать некогда.
Они все время расширяют и углубляют подземную часть гнезда, вынося
землю на поверхность. Если вдруг какой-нибудь муравей оказался
присыпанным землей, он начинает издавать сигналы бедствия... И тогда
собратья-муравьи, услышав этот сигнал и точно определив по нему место, где
находится попавший в беду, начинают его откапывать.
Чуть свет муравьи-листорезы разбредаются по тропинкам в разных
направлениях. А затем, забравшись на дерево, принимаются срезать листья.
Откусив кусочек, насекомое берет его в челюсти и, прикрывшись им, будто
зонтиком, ползет назад к муравейнику.
Дома муравьи обрабатывают кусочки листьев и делают из них "грядки",
на которых выращивают один из видов плесневых грибков — свою основную
пищу.
(По Л. Стишковской)
В лесу стояли северные сумерки. А лес, молчаливый, темный, тянулся
на много верст вокруг. И весь этот лесной край был погружен теперь в
грустное и спокойное ожидание ночи. Зыбкий полусвет таял, задремывал.
Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, еще белело
меж деревьев. Но и оно было тускло и печально, как в лесу. Надвинулись
тучи, сливаясь с темнотою леса. И все цепенел теплый сонный воздух,
напоенный пряным ароматом болотных трав и хвои. Светляки золотистыми
изумрудами тлели под кустами, задремывающими под таинственный шепот
кузнечиков... Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и
широкий коридор вековых сосен. И, уже с трудом различая дорогу, пошли по
глубокому песку к поляне, как вдруг что-то зашуршало в сухой
перепутанной хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. Она
метнулась на нас и взвилась на своих широких круглых крыльях. Сова,
беззвучно описав дугу, снова пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей, во
мраке.
(По И. А. Бунину)
По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека,
можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по
природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью
друг другу и невесело выглядит тогда и дом, и его обитатели. На всем лежит
печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что
человек настолько сроднится со своим жильем, что подчас и понять трудно,
где кончается обиталище и начинаются обитатели.
Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище
Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как
выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так
были скупы на рассказы об этом доме!
И вот как-то мне представилось: еще там, на юге, Пушкин заставил
героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же
природы, среди которой ему пришлось жать теперь самому в Михайловском.
Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы
расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие
густые рощи, речка, огромный запущенный сад...
И вот теперь он и все вызванные им к жизни герои должны жить
здесь, в таинственной северной глуши...
(По С. Гейченко)
В ГОСТЯХ
Быстро пройдя по двум комнатам в сопровождении Фёдора Ивановича,
я увидел много вещей, похожих на экспонаты. В тот первый визит они
показались мелочами. Был там, например, деревянный сундучок,
сработанный сельским плотником лет сто назад. Крышка его, треснутая
вдоль, грозила развалиться. За стеклом шкафа холодно поблескивал
потемневший латунью микроскоп немецкой работы, созданный в прошлом
веке. Его тусклый тубус торчал вертикально, как труба паровоза Стефенсона.
Особое внимание привлекала большая настольная лампа.
Когда стали усаживаться за стол, взор невольно остановился на
стоявшем в центре большом шаровидном чайнике, отлитом из олова и
посеребренном. Он качался в подставке, сплетенной из прихотливых
оловянных вензелей. Это был чайник бабушки, которую очень чтили в семье.
Ей так и не пришлось увидеть правнуков.
А правнуки у нее были. Двое. Младший — мальчик лет тринадцати,
опоясанный хозяйкиным фартуком, принес с кухни овеянный душистым
паром тазик с хорошо очищенной картошкой, сваренной со знанием дела.
Здесь ели ее без масла, слегка присыпая солью. Я и сам заразился за этим
столом новой для меня манерой есть картошку.
(По В. Д. Дудинцеву)
Словарь трудных слов
Какой-нибудь
Присыпанным землей
Бедствие
Находится
Муравьи-листорезы
Будто
Погружен
Грустный
Пробирались
Напоенный
Шепот
Перепутанный
Вниз
Невесело
Какого-то
Неустроенность
Восстанавливая
Жилище
Представилось
Такой же
В окружении
Был бы запущенный
Вызванные
Таинственный
Привлекала
Посеребренный
Качался
Опоясанный
Овсяный
Очищенный
Сваренный