Автор: Михайлова Розалия Рахматулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Ватинская ОСШ", дошкольная группа
Населённый пункт: д. Вата, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач.
Раздел: дошкольное образование
Обучение
детей
решению
арифметических
задач
Михайлова Р.
Арифметическая задача – это простейшая, собственно
математическая форма отображения реальных
ситуаций, которые одновременно близки и понятны
детям и с которыми они ежедневно сталкиваются, и
стихийно, хотим мы этого или не хотим, стремятся
выразить и осмыслить в числовых понятиях.
План
:
•
Виды арифметических задач, используемые в
работе с дошкольниками.
•
Этапы обучения решению арифметических
задач.
•
Структура арифметической задачи.
•
Модели записи арифметического действия.
•
Алгоритм решения арифметических задач.
•
Роль решения арифметических задач.
Виды
арифметических
задач
,
используемые
в
обучении
детей
старшего
дошкольного
возраста
•
простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из
арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи
на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
I
групп
а
•
простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и
результатами арифметических действий - это задачи на нахождение
неизвестных компонентов.
II
групп
а
•
простые задачи на разностное сравнение
III
групп
а
(Классификация М.А. Бантовой)
I
группа
-
задачи
на
нахождение
суммы
двух
чисел
и
на
нахождение
остатка
Нахождение остатка
На столе было 5 яблок. Маша съела 1 яблоко. Сколько яблок
осталось?
Нахождение суммы
У Миши было шесть конфет, мама дала девочке еще 1
конфету. Сколько конфет стало у Миши?
II
группа
-
задачи
на
нахождение
неизвестных
компонентов
Нахождение первого слагаемого по известным
сумме и второму слагаемому
Катя вылепила из пластилина несколько грибков и
мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков
вылепила Катя?»);
Нахождение второго слагаемого по известным
сумме и первому слагаемому
Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он
вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?
Нахождение уменьшаемого по известным
вычитаемому и разности
Дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них
уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды.
Сколько всего гирлянд сделали дети?
Нахождение вычитаемого по известным
уменьшаемому и разности
Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они
повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась
одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на елку?
III
группа
-
простые
задачи
на
разностное
сравнение
Простые задачи на разностное сравнение
Леша вылепил 6 яблок, а Костя на одну больше. Сколько
яблок вылепил Костя?
Уменьшение числа на несколько единиц
Катя вымыла 4 чашки, а Маша на одну чашку меньше. Сколько
чашек вымыла Маша?
ВИДЫ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
В
ЗАВИСИМОСТИ
ОТ
ИСПОЛЬЗУЕМОГО
НАГЛЯДНОГО
МАТЕРИАЛА
Задачи
–
драматизации
•
отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только что
делали или обычно делают;
•
дети учатся составлять задачи про самих себя,
рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для
решения, поэтому структура задачи на примере задач-
драматизаций наиболее доступна детям.
Задачи
–
иллюстрации
(
по
картинкам
,
по
игрушкам
)
Служат развитию самостоятельности и
накоплению опыта установления
количественных отношений в различных
жизненных ситуациях
Устные
задачи
(
без
опоры
на
наглядный
материал
)
Этапы
обучения
решению
арифметических
задач
1
•
Подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему
упражнений по выполнению операций над множествами.
2
•
научиться составлять задачи;
•
понимать их отличие от рассказа и загадки
•
понимать структуру задачи уметь, анализировать задачи, устанавливая
отношения между данными и искомым
3
•
учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания
Структура
арифметической
задачи
Ответ
На аэродроме стоит 6 самолётов.
Решение
5 + 1 = 6
Вопрос
Сколько самолетов стоит на аэродроме?
Условие
На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем вернулся ещё один самолёт.
Два кольца, два конца, а
посередине гвоздик. Что
это?
Это не задача. В задаче
всегда требуется посчитать.
Решите задачу.
На столе стояло 5
стаканов с молоком.
Гриша выпил один
стакан.
В задаче нет вопроса
Решите задачу.
Сколько птиц на дереве?
Это не задача. В задаче
всегда должно быть
условие.
Ехал грузовик, вез
мешки с я блоками.
Один мешок упал.
Сколько мешков
осталось в грузовике?
В задаче должно быть
не менее двух чисел.
Упражнения, развивающие у детей представления о задаче и
ее структуре.
Формулировка
арифметического
действия
•
Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно.
•
Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая
запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.)
•
При формулировке арифметического действия можно считать правильным,
когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить,
вычесть, получится, равняется являются специальными математическими
терминами.
•
Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической
терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов.
(Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель
должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».)
Роль
решения
арифметических
задач
•
Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые
каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость
покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не
опоздать на поезд, и т. п.
•
Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число,
арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике
людей.
•
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и
воспитательном отношении фактами.
Спасибо за внимание!