Автор: Хе Екатерина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Томари Сахалинской области
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: "Фонетический разбор слова"
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Фонетический разбор слова»
Цель: - научить учащихся производить фонетический разбор слова.
Задачи:
Образовательные:
формирование
у
учащихся
умений
проводить
фонетический
анализ слова; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков
речи; формирование умений транскрибирования слова; обогащение словаря учащихся
за счет введения новых слов.
Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся
познавательного
интереса;
совершенствование
умений
различать
твёрдые/мягкие,
глухие/звонкие
согласные
звуки,
ударные/безударные
гласные
з ву к и ;
совершенствование умений различать буквы алфавита и звуки речи; развитие умений
самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к
родному
языку,
грамотному
обращению
с
языковым
материалом;
воспитание
аккуратности в работе.
Ход урока:
I.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь.
Садитесь.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
II.
Проверка домашнего задания
- Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.
-
Кстати,
что
такое
транскрипция?
На
каком
еще
уроке
вы
работаете
с
транскрипцией?
Получается (проверка по эталону):
Земля
лев
цветок
открыть
мороз
очки
[з
,
и м л
,
а]
[л
,
э ф]
[ц в
,
и т ок]
[а т к р ы т
,
]
[м а р о с
,
]
[а ч
,
к
,
и]
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой
строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».
III.
Изучение нового материала
- Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».
- Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?
- Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?
1. Фонетический опрос
- Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.
- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)
- На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)
- Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)
- Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- В чем разница между буквой и звуком?
- Сколько парны согласных по глухости – звонкости?
- Сколько непарных глухих? (4)
- Назовите. [х, ц, ч, щ]
- Сколько непарных мягких согласных? (3)
- Назовите. [ч
,
, щ
,
, й
,
]
- Сколько непарных твердых согласных? (3)
- Назовите. [ж, ш, ц]
- Сколько глысных звуков? (6)
- Сколько согласных звуков? (36)
- Сколько всего звуков? (42)
- Молодцы, ребята!
2. Физминутка
(Релакс) Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Солнышко
греет вас своими лучами. Вы слышите шум набегающих волн и крик чаек. Наберите в
руку песок, пропустите его сквозь пальцы. Вы ощущаете его тепло. День подходит к
концу. Море затихает. Открывайте глаза.
- Отдохнули. Теперь сели ровно. Спинки выпрямили.
Перейдем к изучению нового материала.
3. Объяснения учителя
- Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.
- А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор.
- С красной строки, с большой буквы записываем предложение:
На лесной поляне стоял старый пень
1
.
Пень – 1 слог.
п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..
е [э] – гл., ударн..
н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..
ь [-]
4 б., 3 зв.. [п
,
э н
,
]
- Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?
IV. Закрепление изученного.
1) – Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов (учащийся у доски)
воро′та – 3 слога
в [в] – согл., парн., зв., тв..
о [а] – гл., безуд..
р [р] – согл., непарн., сон., тв..
о [о] – гл., ударн..
т [т] – согл., парн., глух., тв..
а [а] – гл., безуд..
6 б., 6 зв.. [в а р о т а]
ры′бка – 2 слога
р [р] – согл., парн., сон., тв..
ы [ы] – гл., ударн..
б [п] – согл., парн., глух., тв..
к [к] – согл., парн., глух., тв..
а [а] – гл., безуд..
5 б., 5 зв.. [р ы п к а]
ты′ква – 2 слога
т [т] - согл., парн., глух., тв..
ы [ы] - гл., ударн..
к [к] - согл., парн., глух., тв..
в [в] - согл., парн., зв., тв..
а [а] - гл., безуд..
5 б., 5 зв.. [т ы к в а]
камы´ш – 2 слога
к [к] - согл., парн., глух., тв..
а [а] - гл., безуд..
м [м] - согл., непарн., сон., тв..
ы [ы] - гл., ударн..
ш [ш] - согл., парн., глух., тв..
5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]
2) Работа в команде по карточкам
Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.
АлфавИт, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт,
договОр, срЕдства, киломЕтр,
свЁкла, творог.
В
каком
слове
из
списка,
допустимо
2
варианта
ударения.
(творог-
творог)
Выпишите это слово.
Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.
Например: Античный, дачный, качнуть.
Но
в
некоторых
сочетаниях
букв чн
не
так,
как
пишется,
а
по-другому
[шн],
например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.
В некоторых словах допускается двоякое произношение.
Например: булочная, гречневый, сливочный.
В
конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн].
Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.
3) Правильно произнесите записанные слова.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
- Команда, все члены которой быстро и правильно справились с заданием получает
20 баллов.
V. Подведение итогов.
- Итак, ребята, наш урок заканчивается.
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?
- Что на уроке понравилось больше всего?
Выставляем оценки, заработанные вами на уроке.
VI. Домашнее задание.
-
Открыли
дневники,
записываем
домашнее
задание:
выполнить
фонетический
разбор слов: ёж, медведь, цирк.
VII. Рефлексия (каждому раздаются карточки, ученики подчёркивают по одному из
ответов)
1. Тема сегодня на уроке была: сложная/простая
2. Я на уроке работал(а): активно/пассивно
3. Новая тема мне: понятна/непонятна
4. В целом уроком я: доволен/не доволен
5. Настроение после урока у меня: улучшилось/ухудшилось