Автор: Малкова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№36"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание у детей умений слушать, слышать, чувствовать партнёра как основа успешности хорового коллектива."
Раздел: дополнительное образование
Воспитание
у
детей
умений
слушать,
слышать,
чувствовать партнёра как основа успешности хорового
коллектива.
Различные
вопросы,
связанные
с
детским
хоровым
пением,
разрабатывались рядом специалистов. Развитию музыкальности в процессе
обучения пению посвящены работы Ю. Б. Алиева (1965), Д. Е. Огороднова
(1981); воспитанию и охране детского голоса – В. А. Багадурова (1954), Е. М.
Малининой
(1967),
В.
В.
Емельянова
(1991);
формированию
певческих
навыков – А. Г. Менабени (1987), Г. П. Стуловой (1992), Л. А. Венгрус (2000).
Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое
внимание уделяют качественному развитию детского голоса.
Изучая методическую литературу по работе с детским хором, я пришла
к
выводу,
что
в
ней
в
основном
рассматриваются
такие
проблемы
как
певческое дыхание, звукообразование, развитие детей с учётом возрастной
физиологии, музыкальное, духовное, психологическое воспитание.
Хотелось бы остановиться на одном довольно существенном вопросе.
Какими умениями и навыками должен обладать певец, занимающийся в
хоровом коллективе в отличие от певца – солиста?
Кол л е кт и в н о с т ь
м у з ы ка л ь н о го
д е й с т в и я ,
с о в м е с т н о с т ь
индивидуальных
музыкально-эстетических
переживаний,
ответственность
каждого за общее дело – все эти качества присущи хоровому пению как виду
музыкально-исполнительской
деятельности.
Но
если
рассматривать
этот
вопрос в узко - профессиональном аспекте, то на первый план выходят такие
качества как умение слушать и слышать своего партнёра. В этом и кроется
основное отличие работы в хоре от индивидуальных занятий вокалом.
Каждый ребёнок индивидуален, интересен по-своему. Каждому хочется
проявить себя, быть замеченным. С первых занятий я им объясняю, что хор
можно сравнить с большим организмом, где каждая его клеточка выполняет
свою функцию, но при этом подчиняется определённым законам, по которым
этот
организм
живёт.
Таким
образом,
дети
начинают
понимать,
что
успешность каждого из них зависит от успешности всего коллектива.
Наиболее
сложным
в
младшем
школьном
возрасте
является
интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи,
когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, что не говорит о
хорошем
качестве
слуха.
В
данном
случае
следует
тактично
объяснить
ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.
Динамический
и
интонационный
ансамбль
зависит
так
же
от
правильного расположения участников хора. Здесь возможно варьирование в
зависимости
от
способа
достижения
определённой
цели.
Целесообразно
сажать
хорошо
и
плохо
интонирующих
детей
через
одного,
иногда
отдельными
рядами
или
группами
по
качеству
интонирования
или
по
характеру звучания их голосов. Это даёт возможность дифференцировать
свою работу по отношению к каждой группе учеников. Исполнение песен
происходит не только всем классом, но и группами. Здесь можно внести
элемент игры – соревнования. Плохо поющие дети слышат верное пение
своей группы и интонационно подстраиваются к ней.
В своей практике я использую следующие упражнения, направленные
на решение поставленной задачи.
Во время работы над музыкальным произведением детям даётся такое
задание. Пропеть музыкальную фразу до определённого звука. На этом
звуке
как
бы
«зависнуть»
(детям
нравится
такое
сравнение),
прислушиваясь друг к другу. Продолжать тянуть этот звук до тех пор,
пока не получится унисон (можно при необходимости использовать
цепное дыхание).
Это же упражнение можно усложнить, предложив участникам хора
задержать
звучание
на
отдельном
звуке
по
руке
дирижёра,
что
заставляет учащихся активизировать своё внимание.
Детям очень нравится игра в унисон. Выбирается ученик – «камертон».
Он поёт любой звук. Затем этот звук поёт вместе с «камертоном»
выбранный им ученик, а остальные определяют, слилось звучание их
голосов в унисон, или нет. И в этом случае оценивается не только
интонационный
и
динамический
ансамбль.
Ученикам
предлагается
определить, сливаются ли голоса по тембру.
Во время распеваний использую такой приём как пение с закрытым
ртом (но с открытыми ушами). Ставлю игровую задачу «раствориться,
как сахар в чае». Постепенно рот открываем. Решение этой задачи даёт
возможность со временем прийти к единой манере пения.
Упражнения на двухголосие ввожу как можно раньше. В младшем хоре
нет подразделений на голоса. На каждой репетиции хор делится на
голоса по-разному, поэтому ученики знают обе хоровые партии. Т. о., во
время
исполнения
элементов
двухголосия
ребята
учатся
слушать
противоположную партию.
Решение исследуемого вопроса в данном аспекте проецируется и в другие
сферы
деятельности.
Не
секрет,
что
обучение
современного
поколения
школьников
усложняется
тем
обстоятельством,
что
в
условиях
телевизионного и компьютерного воспитания они с трудом воспринимают
информацию
на
слух,
т.
к.
отсутствует
привычный
видеоряд.
Навыки,
приобретаемые в хоровом коллективе, помогают детям лучше воспринимать
учебный материал. Известным фактом является то, что хоровые классы более
дружные и сплочённые, чем обыкновенные.
Навыки и умения, приобретённые в хоре, помогают и в дальнейшем
более успешно адаптироваться в нашем непростом, резко изменяющемся
мире.
Малкова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
высшей категории.