Автор: Алексеева Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 49 "Дюймовочка"
Населённый пункт: Г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей «Игры детей в летний период».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Игры детей в летний период».
Дошкольное детство - это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми дру-
гими занятиями ребёнка и является ведущим видом деятельности.
Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что даёт ему возможность активно
действовать. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это
искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» - писал В. А. Сухом-
линский.
Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им луч-
ше проникнуть в мир интересов ребёнка. Совместная игровая деятельность - единст-
венная форма познания окружающего мира.
Существует довольно много самых разных игр.
Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества.
Так что же такое вода?
Вода - одна из загадочных жидкостей на земле. Люди издавна восхваляли и воспевали
воду. Слово вода входит в состав всех тканей живых существ, обезвоживание - это
смерть, вода - это жизнь.
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с во-
дой у детей создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям
массу полезных и приятных впечатлений, знаний и переживаний. Это очень важно для
маленьких детей.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша
этого мало, так как, организуя игры с водой, взрослые решают одновременно много
разных задач.
- Способствуют физическому развитию ребёнка (развивается мелкая моторика рук, а
также зрительная и двигательная координация).
- Знакомят ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды:
прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в иг-
рах).
- Расширяют и обогащают словарь по теме.
- Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями - дале-
ко - близко, высоко - низко, мало - много, полный - пустой и т.д.
- Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у
детей.
- Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Малыши с удоволь-
ствием принимают в них участие.
Организуя игры детей с водой, желательно использовать художественное слово: потеш-
ки, стихи о воде, описательные загадки, загадки-подсказки, сказки.
Игры с водой можно сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, журча-
ния ручейка, водопада, рокота прибоя. Слушать вместе с ребёнком пение мини-фонтан-
чика.
Какие игры с водой можно организовать дома?
«Весёлая рыбалка» (вылавливание ложкой или мини-сачком разных предметов из
разных по объёму ёмкостей).
«Тонет - не тонет» (игры на эксперементирование).
«Как вода гулять отправилась» (манипуляция предметами: поролоновая губка, резино-
вая груша, шприц без иглы, таз с водой и несколько пустых ёмкостей).
«Попади в колечко» (ребёнок рукой подталкивает кораблик или лодочку к кольцу лежа-
щему на поверхности воды).
Игры с мыльными пузырями (самостоятельное пускание пузырей, рассматривание их).
Игры с заводными плавающими игрушками.
Игры с мелкими деревянными, пластмассовыми и резиновыми игрушками.
Переливание воды разными ёмкостями (ложка, крышка, баночка, кружка).
Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку).
«Красивая водичка» (добавить в неё красители: гуашь, зелёнку, чай, кофе).
Игры с куклой: «Купание малыша-голыша», «Умоем кукле личико», «Приготовим для
куклы завтрак», «Помоем кукольную посуду», «Постираем одежду для куклы».
Организуя игры с детьми, взрослым следует помнить о том, что ребёнок в естественной
среде чувствует себя защищённо и комфортно, при этом он имеет возможность прояв-
лять свою активность и творчество.
Что такое песок?
Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негатив-
ную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. В то
же время песочница - лучшее средство для установления контакта со своим малышом,
особенно, если он говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с
помощью мелких игрушек и создавая определённые постройки из песка, мы освобожда-
ем ребёнка от беспокойства и напряжения и предоставляем ему возможность высказать-
ся, развиваем речь, формируем произвольное внимание и память. Таким образом песок
действует на детей, как магнит. Игры с песком имеют положительное значение для раз-
вития психики ребёнка и установления психологического комфорта. Песок - замечатель-
ное средство для «заботы о душе», именно так переводится термин «психотерапия».
Малыши с большим удовольствием сооружают из песка различные «построй-ки» - до-
роги, дома, гаражи, плотины, песочные замки и дворцы, при этом развивается тактиль-
ная чувствительность и мелкая моторика, ребёнок учится прислушиваться к сво-им
ощущениям и проговаривать их. Игры с песком развивают глазомер и творческие
способности детей.
В то же время взрослым нужно обращать внимание на свойства песка: он легко пропус-
кает воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму. Можно вместе с
ребёнком рассмотреть сухой песок под лупой.
Какие игровые упражнения с песком можно организовать дома?
Пересыпание сухого песка через воронку (познакомить детей со свойствами сухого и
влажного песка).
«Песочные человечки» (рисование руками на песке).
«Игрушки - потеряшки» (ищем игрушки в песке).
«Маленький художник» (рисуем палочкой или пальчиком на песке).
«Вот какие наши ручки» (ребёнок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих
ощущениях - песок сырой, сухой, тёплый, холодный и т.д.
«Пальчики гуляют» («пройтись» поочерёдно каждым пальчиком левой и правой рукой
по песку, затем двумя руками одновременно).
«Вот так наши кулачки» (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравни-
вать, на что похож отпечаток);
«Ползают ладошки» (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку - едет
машина, ползёт жук, крутится карусель…). То же самое ребром ладошки.
«Пальчики играют» («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на
пианино).
«Кто здесь пробегал?» (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев,
придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр идёт не только обучение, но и развитие тактильно-кинестетиче-
ской чувствительности детей, а также развитие мелкой моторики рук. У детей формиру-
ются такие черты характера, как самостоятельность, инициативность, умение решать
проблемные ситуации, развивается воображение и речь.
Игра в песочнице начинается с того, что дети учатся «лепить» куличики из формочек и
ведёрок, а затем украшают их различными узорами. В дальнейшем можно организовать
тематические игры с песком:
«Посадим огород» (учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их
и делать грядки). «Сажать» на них «Овощи» - шишечки, травку, веточки.
«Построим гараж» (учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку; делать углубле-
ния для машинок).
«Устроим зоопарк для зверей» (учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для
зверей; обнести весь зоопарк забором).
«Играем в магазин» (учить детей использовать разнообразные формочки насыпая в них
песок, утрамбовывая их рукой или совочком; лепить пирожки, печенье перекладывая
мокрый песок из одной ладошки в другую, развивать координацию движений, моторику
рук).
«По замыслу» (закреплять навыки создания из песка разных построек).
Для развития ребёнка так же можно использовать кинетический песок.
Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к
созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий матери-
ал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мяг-
кость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми.
Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и
тактильных ощущений.
* «Здравствуй, песок» (знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с
обычным песком).
* «Мы - пекари» (продолжать знакомить со свойствами кинетического песка - держать
форму; учить ребенка владеть ножом).
* «Угадай - ка» (продолжать знакомить со свойствами кинетического песка - держать
форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического
песка - оставлять отпечатки).
* «Трафареты» (продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка -
сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами).
* «Картина» (продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка -
сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квад-
рата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности).
Организуя различные игры, родители должны помнить, что ребёнок будет активен и по-
лучит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна или знакома.
В летний период, когда родители вместе с детьми выезжают на дачу, нужно создать ус-
ловия для того, чтобы ребёнок имел возможность играть с песком и водой.