Напоминание

"Проблемы активизации познавательной деятельности у младших школьников".


Автор: Филатова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа – интернат г. Ельца"
Населённый пункт: г. Елец, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы активизации познавательной деятельности у младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Ельца»

Статья на тему:

«Проблемы активизации познавательной

деятельности».

Подготовила:

учитель начальных классов-

Филатова Н.И.

2018 год

Одним из наиболее важных качеств современного человека является

активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового,

желание и умение приобретать знания самостоятельно, вооружая знаниями,

воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В

связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу

планомерного

развития

личности

путём

включения

в

активную

учебно-

познавательную деятельность.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности

на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность

характеризуется

постоянным

стремлением

к

познанию,

к

новым,

более

полным

и

глубоким

знаниям.

Познавательный

интерес

носит

поисковый

характер.

Под

его

влиянием

у

человека

постоянно

возникают

вопросы,

ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая

деятельность

школьника

совершается

с

увлечением,

он

испытывает

эмоциональный

подъем,

радость

от

удачи.

Познавательный

интерес

положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на

протекание

психических

процессов

- мышления,

воображения,

памяти,

внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают

особую активность и направленность.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный

грех учителя – быть скучным”. Активизация познавательной деятельности

ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но

практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо

систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес

учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как

мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Проблемы с успеваемостью присущи учащимся любого возраста.

Зачастую это связано не только и не столько с работоспособностью ребенка

или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к

учению,

снижением

учебной

мотивации.

Необходимо

знать

наиболее

и

наименее

осознаваемые

мотивы

учения

для

того,

чтобы

бороться

с

неуспешностью

в

обучении.

В

системе

учебных

мотивов

переплетаются

внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся:

1) собственное развитие в процессе учения;

2) действие с другими и для других;

3) познание нового, неизвестного.

Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей

жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц,

являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их

уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

Еще более насыщены внешними моментами следующие мотивы:

1) учеба как вынужденное поведение;

2) процесс учебы как привычное функционирование;

3) учеба ради лидерства и престижа;

4) стремление оказаться в центре внимания.

Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради

материального вознаграждения и избежания неудач.

Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения

самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету

осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще

руководствуются в своей деятельности, он для них более значим (имеет

личностную ценность) и потому является действенным, реальным мотивом

учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь

тому, что им интересно.

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот

психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте,

когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены.

Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет

интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к

нулевому

уровню.

Отмечается,

что

успех

обучения

в

конечном

итоге

определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию,

осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их

активностью.

Познание

труд,

требующий

большого

напряжения.

Поэтому

необходимо

воспитывать

у

учащихся

силу

воли,

умение

преодолевать

трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но

одновременно нужно стремиться облегчать им процесс познания, делая его

привлекательным. Еще К. Д. Ушинский писал: «... ученье, лишенное всякого

интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к

учению, без которого он далеко не уйдет».

Очень большое влияние на формирование интересов школьников

оказывают формы организации учебной деятельности:

четкая постановка познавательных задач урока,

доказательное объяснение материала,

четкая структура урока,

использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных

работ и творческих заданий

Все

это

является

мощным

средством

развития

познавательного

интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают

целый

ряд

положительных

эмоций

(радость

при

овладении

более

совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком

познании

мира,

чувство

собственного

достоинства

и

т.

д.),

которые

способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса

является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на

их основе активной поисковой деятельности учащихся. Противоречия служат

сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают

стремление понять суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная

поисковая

деятельность

учащихся

поддерживается

непосредственным,

глубоким, внутренним интересом.

Важным условием развития интереса к предмету являются отношения

между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения.

Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом

зависит и от личности учителя.

Какими же качествами

должен

обладать учитель, чтобы его

отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к

предмету? Как показывают исследования Г. И. Щукиной, ими, прежде всего

являются:

1) эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые

требования

и

последовательно

усложнять

познавательные

задачи.

Такие

учителя

обеспечивают

в

классе

интеллектуальный

настрой,

приобщают

учащихся к радости познания;

2) увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать

учащихся к поиску различных решений познавательных задач;

3) доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу

полного

доверия,

участливости.

Все

это

располагает

к

тому,

что

можно

спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и

успеху товарища и т. д.;

4) педагогический оптимизм — вера в ученика, в его познавательные

силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные

ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться.

Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлеченный,

доброжелательный) — основа успеха педагогической деятельности.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно

справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь

при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы

активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент

занимательности, как в содержание, так и в форму работы.

Познавательный

интерес

высший

стимул

всего

учебного

процесса,

средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие

эффективных

приемов

пробуждает

у

детей

интерес

и

положительное

отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к

у ч и т е л ю ,

у в е р е н н о с т ь

в

п р е о д о л е н и и

т р у д н о с т е й .

Становление

познавательных

интересов

учащихся,

воспитание

активного

отношения

к

труду

происходит,

прежде

всего,

на

уроке.

Необходимо

активизировать

познавательную

деятельность

учащихся

и

повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для

этого

различные

методы,

формы

и

виды

работы:

дифференцированный

подход

к

детям,

индивидуальную

работу

на

уроке,

различный

дидактический,

иллюстрационный,

раздаточный

материал,

технические

с р е д с т в а

о б у ч е н и я

и

д р у г и е .

Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость

открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный

интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры,

которые

определяют

полноценное

интеллектуальное

и

физиологическое

р а з в и т и е ,

а

з н а ч и т ,

и

к а ч е с т в о

р а б о т ы

у ч и т е л я .

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильные

для него задания.

Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику

самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на

в о п р о с

з а д а ч и .

Еще одним методом активизации познавательной деятельности

является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и

связи

наук,

происходящий

наряду

с

процессами

дифференциации.

Он

представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на

качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием

целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на

его результативности: знания приобретают качества системности, умения

становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая

направленность

познавательных

интересов

учащихся,

более

эффективно

формируется

их

убежденность

и

достигается

всестороннее

развитие

личности.

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли

не

самую

важную

роль

в

развитии

личности.

Поэтому

первостепенное

значение

имеют

приемы

активизации

познавательной

деятельности,

индивидуальный

подход,

дозировка

сложности

заданий,

позволяющие

создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен

продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность

обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет

формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания

а т м о с ф е р ы

у в л е ч е н н о с т и

и

д о б р о ж е л а т е л ь н о с т и .

Многие педагоги – практики не считают необходимым сочетать методы

обучения и используют постоянный набор приемов. Но ведущие педагоги и

психологи

отмечают,

что

однообразная

деятельность

тормозит

познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно,

способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный

эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент

ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес,

рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной

задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при

котором

между

всеми

этапами

учащиеся

смогли

бы

установить

тесные

взаимосвязи

и

смогли

бы

увидеть

конечный

результат

своего

труда.

Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение

программного

материала

к

жизни,

сделать

процесс

обучения

более

эмоциональным

и

интересным.

Это

позволит

пробудить

у

учащихся

младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и,

учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче

усваивать учебный материал.

Литература:

1.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

педагогика, №2, 1979

2.

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

3.

Л. А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся

– Москва: Просвещение, 1983.

4.

Н. М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках. –

Москва: Просвещение, 1980.

5.

Ресурсы - Интернет.



В раздел образования