Напоминание

"Сложные слова"


Автор: Назаренко Алла Марьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Сложные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Сложные слова»

подготовила

учитель начальных классов

Назаренко Алла Марьяновна

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: ОНЗ

Класс: 3

Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов

Задачи: развивать мышление,умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать развитию познавательных

интересов; развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её; воспитывать положительное отношение к знаниям,

умение работать в группе.

Формирование УУД:

Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов

решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение,

осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

универсальные

учебные

действия

1

Мотивация

к

учебной

деятельности.

(1-2 мин)

- Какие основные правила поведения

на уроке необходимо вспомнить?

- Прочитайте запись на доске:

«Грамоте учиться–всегда

пригодится!»

- Как вы это понимаете?

- Пусть эти слова станут девизом

нашего урока.

-

Хочу

пожелать

вам

успешно

поработать сегодня на уроке.

- Какие два этапа учебной

деятельности мы должны пройти на

Нужно соблюдать порядок на парте;

если хочешь спросить, подними руку;

н е

в ы к р и к и ва й

с

м е с т а ;

буд ь

внимательным;

соблюдай

тишину;

внимательно слушай учителя и точно

выполняй все задания

Мы должны понять, что мы не знаем,

и постараться самим «открыть» новое

знание

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками

уроке?

2

Актуализация

знаний

и

фиксация

индивидуального

затруднения

в

пробном

действии

(7-8 мин)

- Какое задание я вам сейчас

предложу?

-С какой целью?

-Исправить

ошибки

в

с л о в а х ,

обозначить орфограммы:

варона,

лисник,

м у хо л о ф к а.

Выделить корень.

-Давайте проверим.

-Все согласны?

-Сколько мнений в классе?

(побуждение к осознанию

противоречия)

-Какой же возникает вопрос?

(побуждение к формулированию

проблемы)

Задание на пробное действие

Чтобы понять, чего мы еще не знаем

Один

ученик

выходит

к

доске

и

выделяет

в

слове

мухоловка

один

корень.

Нет. В слове «мухоловка» два корня:-

мух и –лов.

(Разные

мнения

вызывают

реакцию

удивления (возникновение проблемной

ситуации)

Д в а

р а з н ы х

м н е н и я

(осознание

противоречия)

Кто

прав?

Сколько

корней

в

слове

«мухоловка»? (учебная проблема как

вопрос)

Познавательные -

логические - анализ и

сравнение объектов с

целью выделения

признаков.

Коммуникативные –

инициативное

сотрудничество в поиске и

выборе информации

3

Выявление

причины

затруднения

(3-4 мин)

- Какое задание вы выполняли?

-В чём причина затруднения?

-Давайте попробуем найти ответ на

ваш

вопрос.

Почему

птичка

так

называется?

-Запишите «ловит мух»

- П о д б е р и т е

и

з а п и ш и т е

однокоренные слова к слову «мух».

Мы должны были исправить ошибки в

словах,

обозначить

орфограммы.

Выделить корень

Мы не знаем правила

Она ловит мух.

Записывают

Подбирают, выделяют

Познавательные-

постановка и

формулирование

проблемы.

Личностные- умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли.

Выделите корень.

-Подберите

однокоренные

слова

к

слову

«ловит».

Выделите

в

них

корень.

-Есть ли корни -мух и –лов в слове

мухоловка?

-Так

сколько

же

корней

в

слове

«мухоловка»?

-Такие слова называются сложными.

-Сформулируйте определение.

-Значит, какова новая тема? (Задание

на формулирование темы)

-Какую

цель

должны

достичь

на

уроке?

Физминутка

Да, есть

В слове «мухоловка» два корня

Сложными называются слова с двумя

корнями (открытие нового знания)

Сложные

слова

(формулирование

темы)

4

Построение

п р о е к т а

выхода из затруднения

(4-6 мин)

- А сейчас я предлагаю поработать в

группах и придумать схему сложного

слова (задание на опорный сигнал).

- Вспомним правила работы в группе.

В группе должен быть ответственный;

работать

должен

каждый

на

общий

результат;

один

говорит,

другие

слушают;

свое

несогласие

выражай

вежливо; если не понял, переспроси).

Обучающиеся

работают

в

группах,

составляют схемы, от каждой группы

схема

прикрепляется

к

доске.

Затем

сопоставляют их с правильной схемой

и делаем вывод, какая группа удачнее

всех поработала.

Регулятивные -

целеполагание;

планирование,

прогнозирование;

Познавательные-

самостоятельное

выделение –

формулирование

познавательной цели;

моделирование,

логические - решение

проблемы, построение

логической цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение гипотез и их

обоснование;

Коммуникативные –

инициативное

сотрудничество в поиске и

выборе информации.

5

Реализация

построенного проекта

(5-8 мин)

- О т к р о й т е учебник,

н а й д и т е

упражнение, прочитайте задание.

-Выполнение упражнения в тетради и

на доске с комментированием.

-Назовите сложные слова. Сделайте

вывод, как же они образовались?

-Прочитайте

правило,

записанное

ниже.

-Какие

слова

мы

будем

называть

сложными ?

Выделить основы, подчеркнуть букву,

соединяющую 2 слова

Сложением двух основ

Слова, образованные сложением двух

основ, называются

Коммуникативные –

инициативное

сотрудничество в поиске и

выборе информации,

планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками —

определение цели,

функций участников,

способов взаимодействия.

Личностные- умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли. Познавательные -

поиск и выделение

необходимой информации,

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков,

структурирование знаний.

6

Первичное

закрепление

во внешней речи

(4-5 мин)

- Какой следующий шаг мы должны

сделать?

- П р е д л а г а ю

н а й т и

о т в е т

н а

последний вопрос.

Что называют сложные слова?

Работать вы будете в парах. Перед

вами задания на карточках.

Закрепить свои знания

Решают

типовые

задания

в

паре

с

проговариванием вслух.

Регулятивные - контроль,

оценка, коррекция;

Познавательные – умение

структурировать знания,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое

высказывание, рефлексия

способов и условий

действия;

Коммуникативные -

управление поведением

партнёра – контроль,

коррекция, оценка

действий партнёра.

Личностные- умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли

7

Самостоятельная работа

с самопроверкой

(3-5мин)

-

Выполните самостоятельно задание.

Выписать сложные слова, обозначить

орфограмму.

Как-то в нашем городе

Случился гололед-

Машина не проедет

Автобус не пройдет.

Ты поди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай.

Мишка, Мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко.

Не могу никак проверить

И поверить не могу,

Что умеет водомерка

Мерить воду на бегу.

Малыши твои мохнатые

Медвежата толстопятые

-Кто вы такие-

Как расписные?

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные - контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже

усвоено и что ещё

подлежит усвоению,

осознание качества и

уровня усвоения.

Личностные -

самоопределение.

Познавательные – умение

структурировать знания,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задания.

-Мы – сыроежки,

Дети лесные.

8

Включение

в

систему

знаний

(5.8

мин)

-Итогом нашего урока послужит

тестовое задание Вам предстоит

выбрать один из предложенных

ответов.

Что такое сложные слова?

А)Все непонятные слова.

Б)Все длинные слова.

В)Слова, в которых два корня.

Какие соединительные гласные

чаще всего бывают в сложных

словах?

А).а и о Б).о и е В)е и я

После каких звуков в сложных

словах пишется соединительная

гласная о?

А)После твёрдых согласных.

Б)После мягких согласных.

В)После гласных.

После каких звуков в сложных

словах пишется соединительная

гласная е?

А)После твёрдых согласных.

Б)После мягких согласных.

В)После букв ш и ж

Выполняют

задание

предложенное

учителем.

Проверка

Регулятивные - контроль,

выделение и осознание

того, что уже усвоено,

осознание качества и

уровня усвоения;

Познавательные -

логические- анализ

объектов с целью

выделения признаков

9

Рефлексия деятельности

на уроке

(2-3 мин)

-Какова тема урока?

-Достигли цель урока?

-Какое узнали правило?

-Кто

смог

сам

сделать

открытие?

Докажите.

О с у щ е с т в л я ю т

с а м о о ц е н к у

собственной

учебной

деятельности,

соотносят цель и результаты, степень

их соответствия

К о м м у н и к а т и в н ы е

-

умение

с

до ст аточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли.

П о з н а в а т е л ь н ы е

-Кто доволен своей работой на уроке?

Почему?

-Кто еще не очень доволен своими

достижениями?

Почему?

Над

чем

стоит поработать?

- О ц е н и т е

с в о ю

у ч е б н у ю

деятельность по лесенке успеха.

-Оцените работу класса.

рефлексия

способов

и

у с л о в и й

д е й с т в и я ,

к о н т р о л ь

и

о ц е н к а

процесса

и

результатов

деятельности.

Л и ч н о с т н ы е

-

смыслообразование,

самооценка

Дома:

-Подобрать и записать в тетрадь 10

сложных слов.

Список использованной литературы:

1.

Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.



В раздел образования