Автор: Назаренко Алла Марьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Сложные слова"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Сложные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Назаренко Алла Марьяновна
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: ОНЗ
Класс: 3
Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов
Задачи: развивать мышление,умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать развитию познавательных
интересов; развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её; воспитывать положительное отношение к знаниям,
умение работать в группе.
Формирование УУД:
Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: навыки сотрудничества.
Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение,
осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: мотивация изучения нового.
Ход урока
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые
универсальные
учебные
действия
1
Мотивация
к
учебной
деятельности.
(1-2 мин)
- Какие основные правила поведения
на уроке необходимо вспомнить?
- Прочитайте запись на доске:
«Грамоте учиться–всегда
пригодится!»
- Как вы это понимаете?
- Пусть эти слова станут девизом
нашего урока.
-
Хочу
пожелать
вам
успешно
поработать сегодня на уроке.
- Какие два этапа учебной
деятельности мы должны пройти на
Нужно соблюдать порядок на парте;
если хочешь спросить, подними руку;
н е
в ы к р и к и ва й
с
м е с т а ;
буд ь
внимательным;
соблюдай
тишину;
внимательно слушай учителя и точно
выполняй все задания
Мы должны понять, что мы не знаем,
и постараться самим «открыть» новое
знание
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
уроке?
2
Актуализация
знаний
и
фиксация
индивидуального
затруднения
в
пробном
действии
(7-8 мин)
- Какое задание я вам сейчас
предложу?
-С какой целью?
-Исправить
ошибки
в
с л о в а х ,
обозначить орфограммы:
варона,
лисник,
м у хо л о ф к а.
Выделить корень.
-Давайте проверим.
-Все согласны?
-Сколько мнений в классе?
(побуждение к осознанию
противоречия)
-Какой же возникает вопрос?
(побуждение к формулированию
проблемы)
Задание на пробное действие
Чтобы понять, чего мы еще не знаем
Один
ученик
выходит
к
доске
и
выделяет
в
слове
мухоловка
один
корень.
Нет. В слове «мухоловка» два корня:-
мух и –лов.
(Разные
мнения
вызывают
реакцию
удивления (возникновение проблемной
ситуации)
Д в а
р а з н ы х
м н е н и я
(осознание
противоречия)
Кто
прав?
Сколько
корней
в
слове
«мухоловка»? (учебная проблема как
вопрос)
Познавательные -
логические - анализ и
сравнение объектов с
целью выделения
признаков.
Коммуникативные –
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации
3
Выявление
причины
затруднения
(3-4 мин)
- Какое задание вы выполняли?
-В чём причина затруднения?
-Давайте попробуем найти ответ на
ваш
вопрос.
Почему
птичка
так
называется?
-Запишите «ловит мух»
- П о д б е р и т е
и
з а п и ш и т е
однокоренные слова к слову «мух».
Мы должны были исправить ошибки в
словах,
обозначить
орфограммы.
Выделить корень
Мы не знаем правила
Она ловит мух.
Записывают
Подбирают, выделяют
Познавательные-
постановка и
формулирование
проблемы.
Личностные- умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
Выделите корень.
-Подберите
однокоренные
слова
к
слову
«ловит».
Выделите
в
них
корень.
-Есть ли корни -мух и –лов в слове
мухоловка?
-Так
сколько
же
корней
в
слове
«мухоловка»?
-Такие слова называются сложными.
-Сформулируйте определение.
-Значит, какова новая тема? (Задание
на формулирование темы)
-Какую
цель
должны
достичь
на
уроке?
Физминутка
Да, есть
В слове «мухоловка» два корня
Сложными называются слова с двумя
корнями (открытие нового знания)
Сложные
слова
(формулирование
темы)
4
Построение
п р о е к т а
выхода из затруднения
(4-6 мин)
- А сейчас я предлагаю поработать в
группах и придумать схему сложного
слова (задание на опорный сигнал).
- Вспомним правила работы в группе.
В группе должен быть ответственный;
работать
должен
каждый
на
общий
результат;
один
говорит,
другие
слушают;
свое
несогласие
выражай
вежливо; если не понял, переспроси).
Обучающиеся
работают
в
группах,
составляют схемы, от каждой группы
схема
прикрепляется
к
доске.
Затем
сопоставляют их с правильной схемой
и делаем вывод, какая группа удачнее
всех поработала.
Регулятивные -
целеполагание;
планирование,
прогнозирование;
Познавательные-
самостоятельное
выделение –
формулирование
познавательной цели;
моделирование,
логические - решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование;
Коммуникативные –
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
5
Реализация
построенного проекта
(5-8 мин)
- О т к р о й т е учебник,
н а й д и т е
упражнение, прочитайте задание.
-Выполнение упражнения в тетради и
на доске с комментированием.
-Назовите сложные слова. Сделайте
вывод, как же они образовались?
-Прочитайте
правило,
записанное
ниже.
-Какие
слова
мы
будем
называть
сложными ?
Выделить основы, подчеркнуть букву,
соединяющую 2 слова
Сложением двух основ
Слова, образованные сложением двух
основ, называются
Коммуникативные –
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации,
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками —
определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия.
Личностные- умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли. Познавательные -
поиск и выделение
необходимой информации,
логические - анализ
объектов с целью
выделения признаков,
структурирование знаний.
6
Первичное
закрепление
во внешней речи
(4-5 мин)
- Какой следующий шаг мы должны
сделать?
- П р е д л а г а ю
н а й т и
о т в е т
н а
последний вопрос.
Что называют сложные слова?
Работать вы будете в парах. Перед
вами задания на карточках.
Закрепить свои знания
Решают
типовые
задания
в
паре
с
проговариванием вслух.
Регулятивные - контроль,
оценка, коррекция;
Познавательные – умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание, рефлексия
способов и условий
действия;
Коммуникативные -
управление поведением
партнёра – контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра.
Личностные- умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли
7
Самостоятельная работа
с самопроверкой
(3-5мин)
-
Выполните самостоятельно задание.
Выписать сложные слова, обозначить
орфограмму.
Как-то в нашем городе
Случился гололед-
Машина не проедет
Автобус не пройдет.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай.
Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко.
Не могу никак проверить
И поверить не могу,
Что умеет водомерка
Мерить воду на бегу.
Малыши твои мохнатые
Медвежата толстопятые
-Кто вы такие-
Как расписные?
Выполняют самостоятельную работу.
Осуществляют самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные - контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
Личностные -
самоопределение.
Познавательные – умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задания.
-Мы – сыроежки,
Дети лесные.
8
Включение
в
систему
знаний
(5.8
мин)
-Итогом нашего урока послужит
тестовое задание Вам предстоит
выбрать один из предложенных
ответов.
Что такое сложные слова?
А)Все непонятные слова.
Б)Все длинные слова.
В)Слова, в которых два корня.
Какие соединительные гласные
чаще всего бывают в сложных
словах?
А).а и о Б).о и е В)е и я
После каких звуков в сложных
словах пишется соединительная
гласная о?
А)После твёрдых согласных.
Б)После мягких согласных.
В)После гласных.
После каких звуков в сложных
словах пишется соединительная
гласная е?
А)После твёрдых согласных.
Б)После мягких согласных.
В)После букв ш и ж
Выполняют
задание
предложенное
учителем.
Проверка
Регулятивные - контроль,
выделение и осознание
того, что уже усвоено,
осознание качества и
уровня усвоения;
Познавательные -
логические- анализ
объектов с целью
выделения признаков
9
Рефлексия деятельности
на уроке
(2-3 мин)
-Какова тема урока?
-Достигли цель урока?
-Какое узнали правило?
-Кто
смог
сам
сделать
открытие?
Докажите.
О с у щ е с т в л я ю т
с а м о о ц е н к у
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и результаты, степень
их соответствия
К о м м у н и к а т и в н ы е
-
умение
с
до ст аточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли.
П о з н а в а т е л ь н ы е
–
-Кто доволен своей работой на уроке?
Почему?
-Кто еще не очень доволен своими
достижениями?
Почему?
Над
чем
стоит поработать?
- О ц е н и т е
с в о ю
у ч е б н у ю
деятельность по лесенке успеха.
-Оцените работу класса.
рефлексия
способов
и
у с л о в и й
д е й с т в и я ,
к о н т р о л ь
и
о ц е н к а
процесса
и
результатов
деятельности.
Л и ч н о с т н ы е
-
смыслообразование,
самооценка
Дома:
-Подобрать и записать в тетрадь 10
сложных слов.
Список использованной литературы:
1.
Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.