Автор: Бугрова Оксана Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ–Гимназия № 45
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль, место и значение воспитания в целостном педагогическом процессе"
Раздел: полное образование
С Т А Т Ь Я
автор: Бугрова Оксана Вячеславовна
по дисциплине: «Общая педагогика»
тема: « Роль, место и значение воспитания в целостном
педагогическом процессе.»
«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.»
Вудро Вильсон
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия
многочисленных
факторов,
объективных
и
субъективных,
природных
и
общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и
сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает
как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе
исторического
развития
общества
и
педагогики
определились
различные
подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в
широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается
как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном
случае
воспитание
практически
отождествляется
с
социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная
деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в
условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае
называется воспитательной работой.
Согласно Федеральному Закону "Об образовании в Российской
Федерации" (2012), "Образование - это единый целенаправленный процесс
воспитания
и
обучения,
являющийся
общественно
значимым
благом
и
осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок,
опыта
деятельности
и
компетенции
определенных
объема
и
сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов".
Данное
определение
раскрывает
три
ключевых
аспекта
понятия
"образование":
1
образование как ценность и общественное благо;
образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
образование
как
результат
воспитания,
обучения,
развития
человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Основной целью данной работы является формирование представления об
общей
картине
воспитательного
процесса
в
учебных
учреждениях
и
не
только.
Для достижения цели необходимо понять сущность воспитания, его роль и
место на протяжении всего образовательного процесса.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему
учиться.» Леонардо да Винчи
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее
обобщенная
классификация
включает
в
себя
умственное,
нравственное,
трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений
воспитательной
работы
в
образовательных
учреждениях
выделяют
гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое,
трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
По
институциональному
признаку
выделяют
семейное,
школьное,
внешкольное,
конфессиональное
(религиозное),
воспитание
по
месту
жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских,
юношеских
организациях,
воспитание
в
специальных
образовательных
учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками
различают
авторитарное,
демократическое,
либеральное,
свободное
воспитание;
в
зависимости
от
той
или
иной
философской
концепции
выделяются
прагматическое,
аксиологическое,
коллективистское,
индивидуалистическое и другие виды воспитания.
В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и
причин
социального
действия.
На
первый
план
выступает
не
то,
что
необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на
уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных
условий бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует
представлению
о
назначении
человека
и
его
достоинстве,
те
моменты
мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода
личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю
2
личность,
структуру
самосознания,
личностные
потребности.
Без
них
не
может
быть
подлинной
самореализации
личности.
Однако
личность,
деятельность которой определяется только потребностями, не может быть
свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от
власти
потребностей,
уметь
преодолевать
свое
подчинение
им.
Свобода
личности
есть
уход
от
власти
низменных
потребностей,
выбор
высших
ценностей и стремление к их реализации
Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает
объектом
изучения
целого
ряда
гуманитарных
наук,
каждая
из
которых
анализирует свой аспект данного феномена:
•
философия
исследует
познавательное,
ценностное,
социально-
политическое,
нравственное
и
эстетическое
отношение
человека
к
миру,
формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях
воспитания,
в
соответствии
с
которыми
определяются
его
конкретные
средства;
• социология изучает социальные проблемы развития личности,
• экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности
общественного
производства;
выявляет
финансовые
и
материально-
технические
ресурсы,
необходимые
для
создания
оптимальной
инфраструктуры системы воспитания;
•
правоведение
занимается
правовыми
формами
организации
и
функционирования воспитания, правовыми нормами, регламентирующими
статус, права и обязанности государства, его институтов и граждан в сфере
воспитания;
• биология, физиология и генетика исследуют наследственные особенности
развития, влияющие на процесс и результаты воспитания;
•
психология
выявляет
индивидуальные,
возрастные
и
групповые
особенности
развития
и
поведения
людей,
создающие
объективные
и
субъективные предпосылки для ведения процесса воспитания;
•
общая
педагогика
исследует
сущность
воспитания,
его
место
в
структуре
целостного
педагогического
процесса,
закономерности,
тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику
3
воспитательного
процесса;
определяет
его
принципы,
содержание,
формы и методы реализации.
Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном
изучении
воспитания
является
определение
его
сущности,
поскольку
в
различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию,
исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего
воспитание
рассматривалось
как
управление
процессом
формирования
личности
или
отдельных
ее
качеств
в
соответствии
с
потребностями
общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно
найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие
трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления
– социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее
значимым.
Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует
определять,
как
сложный
и
противоречивый
социально-исторический
процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом
которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.
Воспитание
как
педагогическое
явление
не
может
изменить
унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности,
состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно
способно оказать формирующее влияние на развитие путем специальной
тренировки
и
упражнений
(занятия
спортом,
укрепление
здоровья,
совершенствование процессов возбуждения и торможения, т. е. гибкости и
подвижности
нервных
процессов),
внести
коррективы
в
устойчивость
природных
наследственных
особенностей.
Только
под
влиянием
научно
обоснованного воспитания и создания соответствующих условий, при учете
особенностей
нервной
системы
ребенка,
обеспечении
развития
всех
его
органов,
учете
его
потенциальных
возможностей
и
включении
в
соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки
могут перерасти в способности.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре
образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.
4
1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения
(детский
сад,
школа,
гимназия,
колледж,
ПТУ,
вуз,
учреждение
дополнительного
образования
и
др.),
осуществляются
одним
и
тем
же
человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку
личности к активной жизнедеятельности в обществе.
2.
Воспитание
всегда
содержит
в
себе
элементы
обучения,
поскольку,
передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное
воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание),
многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание)
и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях,
педагог одновременно обучает личность.
3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний,
всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы
обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание
учебного
материала,
методику
его
подачи,
характер
педагогического
взаимодействия учителя и учащихся.
Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные
признаки;
1.
Воспитание
характеризуется
целенаправленностью
воздействий
на
воспитанника.
Это
означает,
что
оно
всегда
имеет
целью
достижение
определенного результата, который определяется позитивными изменениями,
происходящими
в
личности
воспитанника.
Бесцельного
воспитания
(воспитания вообще) не существует.
2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет
характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия –
стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-
нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).
3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и
воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе
воспитания и определяет его субъектную позицию.
4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий
конкретные
качественные
и
количественные
изменения
личностей,
с
которыми
взаимодействует
воспитатель.
Исходя
из
этого
воспитание
как
педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под
5
которым
понимается
спланированная,
долгосрочная,
специально
организованная
жизнедеятельность
детей
в
условиях
образовательного
учреждения.
Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент
этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты.
Системный
подход
к
анализу
воспитательного
процесса
обязательно
предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая
система не может существовать вне определенной среды, она может быть
понята только во взаимодействии.
Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е.
В
непрерывном
изменении
во
времени.
Поэтому
процесс
воспитания
рассматривается
как
динамичная
система,
где
определяется
как
он
зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.
Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- цель и задачи;
- содержание воспитательного процесса;
- условия протекания воспитательного процесса;
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процессе;
- формы воспитательной деятельности;
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет
совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях
современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
-
целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего
гармонического развития личности;
-
формирование нравственных качеств личности на основе
общечеловеческих
ценностей,
социально
ориентированной
мотивации,
гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития
личности;
6
- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки,
культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим
преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее
возможностей, и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей
индивидуальное и общественное сознание;
-
организацию личностной и социально ценной, многообразной
деятельности,
стимулирующей
образование,
обусловленной
целью
воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности – общение в
изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной
напряженности.
Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно должен
пройти
процесс,
направленный
на
качественное
решение
поставленных
задач.
Данная
структура
очень
важна
для
понимания
глубинной
закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.
Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию
человека
или
группы
людей.
Это
практико-преобразующая
деятельность,
направленная
на
изменение
психического
состояния,
мировоззрения
и
сознания,
знания
и
способа
деятельности,
личности
и
ценностных
ориентации
воспитуемого.
В
образовательном
процессе
действия
воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно
кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, -и тем
понятнее
и
легче
кажется
оно,
чем
менее
человек
с
ним
знаком,
теоретически
или
практически.
Почти
все
признают,
что
воспитание
требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме
терпения,
врожденной
способности
и
навыка,
необходимы
еще
и
специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и
могли бы всех убедить в этом...
7
Итак, воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный,
системно
организованный
проце сс,
реализуемый
с п е ц и а л ь н о
подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных
учреждений
и
ориентированный
на
освоение
личностью
норм
и
правил
поведения,
принятых
в
обще стве,
направленный
на
решение
образовательных, воспитательных и развивающих задач. В этом значении
воспитание
тесно
связано
с
рядом
психологических
и
педагогических
понятий, главными из которых выступают следующие:
• формирование – процесс, направленный на определенные изменения в
человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий
к завершенному результату;
•
развитие
–
процесс
поступательного
движения
личности,
которое
определяется
внутренними
(физиологическими,
психиче скими,
наследственно-биологиче скими)
противоречиями
и
внешними
(экологическими, социокультурными и др.) факторами;
•
саморазвитие
–
деятельность
субъекта
по
созданию
себя,
своего
«Я»,
включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или
подсознательно,
прямо
или
косвенно,
и
приводящую
к
прогрессивным
изменениям
психических
и
физических
функций;
совершенствование
талантов и способностей;
• самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с
воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие
личностно
значимых
качеств
и
совершенствование
образа
жизни
через
освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном
для данной личности.
Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние
не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его
воспитательные
институты.
Поэтому
к
воспитанию
применяют
принцип
комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил. Важнейший
результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению
(самостроительству, самовоспитанию).
От чего же зависит эффективность воспитания? Скорей всего
1. От сложившихся воспитательных отношений.
8
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель
достигнуть.
3. От соответствия социальной практики и характера (направленности,
содержания) влияния на воспитанников.
Воспитание как общественное явление характеризуется рядом
основных черт, выражающих его сущность:
– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с
человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
–
воспитание
возникло
из
практической
потребности
приобщения
подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению,
содержанию
и
формам
носит
конкретно-исторический
характер,
обусловленный
характером
и
организацией
жизнедеятельности
данного
общества;
– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими
социального опыта в процессе общения и деятельности;
–
по
мере
того
как
взрослые
осознают
свои
во спит ательные
взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по
формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все
более педагогически целенаправленными.
Бесспорно, основная сущность воспитания – правильно сориентировать
формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания
движущих
сил,
мотивов,
потребности,
жизненных
планов
и
ценностных
ориентаций воспитанников.
«Чтобы что-то произошло, нужна цепь совпадений, иногда случайных,
иногда не совсем. Жизнь состоит из столкновений и противоречий, и всё
подчинено общему ритму, на все есть свои причины. »
Сесилия Ахерн.
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном
развитии,
динамичности,
подвижности,
изменчивости.
Воспитательный
процесс
развивается
в
соответствии
с
действующими
причинами.
Он
9
изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников,
он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает
так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает
сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях,
внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая
поддерживает
непрерывное
течение
процесса.
Одним
из
основных
внутренних
противоречий,
проявляющихся
на
всех
этапах
становления
личности,
выступает
противоречие
между
возникающими
у
нее
новыми
потребностями и возможностями их удовлетворения.
Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно
пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения,
усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые
качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной
позиции личности.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и
результатах
воспитательного
процесса.
Отмечу
сильно
обострившееся
противоречие
содержание
информации
(исторической,
литературной,
политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие
между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и
недостатков
воспитания
также,
как
и
преобладание
словесных
методов
воспитания и относительно их обособленности от практического поведения
личности.
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между
внешними
влияниями
и
внутренними
стремлениями
воспитанников.
Без
зоркости
к
внутреннему
содержанию
действий
ребенка,
деятельность
педагога обречена на безнадежный формализм.
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.»
Локк Джон
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том
числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее
отчуждение
человека
от
подлинной
духовной
культуры,
национальных
корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания,
выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении
10
криминогенности
общества,
росте
преступности
(в
том
числе
детской),
насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная
ситуация
сложилась
в
подростковой
и
молодежной
сфере.
Ослабление
внимания
государства
и
общества
к
целенаправленному
формированию
общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к
изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие
тенденции,
как
нарастание
индивидуализма,
противопоставление
себя
другим
людям,
прагматизм
—
на
фоне
ниспровержения
недавних
авторитетов,
разрушения
сложившихся
на
протяжении
семидесяти
лет
идеалов.
Наряду
с
девальвацией
ценностей,
связанных
со
служением
обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению,
переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение,
идет
усиление
процесса
индивидуализации,
отчуждения.
Материальные
блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников,
культура
и
образование
отодвигаются
на
периферию
их
ценностных
ориентаций.
Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена
тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах
общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши,
девушки.
Научные
исследования
свидетельствуют
об
изменениях,
происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и
примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии
«странных духовных образований» (Г. Л. Смирнов), когда в голове одного
человека
уживаются
элементы
несовместимых
типов
мировоззрений:
атеистического, православного, языческого, «восточного» и т.п.
В последние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток
формирования
личности
и
ориентироваться:
«...на
упорядочивание
всего
спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов
социализации
в
целях
развития
человека»,
а
также
«...
на
организацию
воспитательных отношений...»
Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в
стране
резко
изменили
национальный
состав
социального
пространства,
обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым
поставив
ребенка
в
поле
социально-психологического
напряжения.
Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из
соседних
республик
от
бессилия
перед
обездоленностью
собственного
реального положения, не может не сказываться на отрицательном отношении
11
детей
к
представителям
других
наций.
Проблема
интернационального
воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных
проблем.
Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и
культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку
любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое
отношение к людям разных национальностей.
Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных
нациях,
разворачивающие
картину
особенностей
материальной,
общественной
и
духовной
жизни
отдельных
народов,
рассматривать
обусловленность этих особенностей географическим расположением народа
на земле.
Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального
общения
станет
личный
пример
педагога:
он,
будучи
представителем
определенной
национальности,
проявляет
свое
осознание
такой
принадлежности,
но
он,
воспринимая
человека
иной
национальности,
проявляет
уважение,
интерес
и
признание
достоинств
людей
иной
национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ
практического воплощения этической идеи интернационализма.
На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего
рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают
интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы
социальных
общностей
(группу,
институт,
организацию),
как
усвоение
субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе
которых формируются качества личности.
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях
шалунов».
Ж.Руссо
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к
воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и
дарований,
совершенствовании
личных
качеств
является
не
только
главнейшей целью, но и непременным условием государства.
12
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро
и радикально меняются.
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа
переживают трудный период постижения объективной истины.
Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности,
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
социальной
среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств
в
борьбе
с
отрицательными
–
все
это
составляет
общую
стратегию
воспитания и перевоспитания.
Воспитательный
процесс
достигает
наибольшего
эффекта,
имеет
наибольшую результативность, если в нем одновременно, взаимосвязанно
находят отражение актуальные потребности и возможности общественного и
индивидуально-личностного развития.
Естественно,
чем
целесообразнее
организована
деятельность
воспитанников,
чем
разумнее
строится
их
общение,
тем
эффективнее
протекает воспитательный процесс.
Чем больше в организуемой деятельности воспитанников опора на
предоставление им инициативы, самостоятельности, активности, ориентация
на
ситуацию
успеха,
тем
воспитательный
процесс
имеет
большую
эффективность.
Чем целенаправленней в воспитательном процессе происходит целостное
влияние
на
вербальные
и
сенсорно-двигательные
процессы,
лежащие
в
основе
сознания,
чувств
и
практических
действий
воспитанников,
тем
эффективнее гармоничность умственного, духовного и физического развития
детей.
Чем в большей степени носят скрытый характер педагогические
влияния
воспитателя
на
воспитанников,
тем
эффективнее
воспитательный процесс в целом.
Дела? Проблемы? Всё пустое...
Душа ребёнка-вот святое!
Цветок в душе ещё так мал,
Успей полить, чтоб не завял!
13
14