Напоминание

"Методы активизации учащихся на уроках физики."


Автор: Князькина Дания Абдулбариевна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ Мирновская СШ имени С.Ю.Пядышева
Населённый пункт: поселок Мирный, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы активизации учащихся на уроках физики."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Мирновская СШ имени С.Ю.Пядышева

Методы активизации учащихся на уроках физики.

Выполнила учитель физики

высшей квалификационной категории,

Почетный работник сферы

образования РФ

Князькина Д.А.

Методы активизации учащихся на уроке физики. Уроки должны быть для учащихся

интересными, а для этого учитель должен тщательно продумывать каждый момент урока.

Не только ставить проблемную тему, для того, чтобы учащиеся сами смогли

сформулировать цель, задачи урока. С целью повышения творческой активности,

расширения кругозора путем самообразования, активизировать на уроках должны быть и

сообщения, которые учащиеся сами заранее готовят и продумывают ответы, это все

помогает усвоить материал урока. Вот некоторые моменты для усвоения темы «Изменение

агрегатных состояний вещества».

1.Кашалот на лбу имеет спермацетовый орган. Он служит для управления его

плавучестью. Этот орган содержит жир, который заметно изменяет свой объем под

влиянием температуры ( вс погружением на глубину). При понижении температуры жир

становится плотнее и из жидкости превращается в беловатую кашицу, состоящую из

кристалликов. В таком состоянии он занимает меньше места, вытесняет меньше воды,

поэтому плавучесть кита снижается ( уменьшается архимедова сила). Эта способность

кита интересна для конструкторов батискафов.

2. Большой ущерб наносит народному хозяйству град . Чаще выпадает не очень

больших размеров, но в последнее время, когда климат Земли катастрофически стал

меняться, бывает град и с куриное яйцо. Например в Кабардино-Балкарии погибло

большое стадо овец. Как же образуется град? На высотах, где температура отрицательная,

в облаке содержится огромное количество мелких кристалликов льда и капель

переохлажденной воды. При столкновении водяной капли в потоке воздуха с «градовым

зародышем» (криссталликом льда) она мгновенно намерзает на него, образуя градину,

которая растет до тех пор, пока восходящий воздушный поток ( V=100 км/ч) способен

удержать всю массу таких граден. Но в какой то момент подъемной силы оказывается

недостаточно, и ледяная лавина обрушивается на Землю. Такие сообщения ребята готовят

сами, они переосмысливают и углубляют рассмотренные физические понятия,

способствуют самостоятельно пополнять знания, и вовлекают всех учащихся в активную

мыслительную деятельность, даже тех, кто обычно остается пассивным. Учащиеся сами

приходят к новой теме, что идет переход от одного агрегатного состояния в другой.

Обычно для активизации учащихся вызывают игровые формы ( 7-8 классах).Например,

класс делится на 3 группы, в каждой группе есть эрудит, который готовит ответ:

1.Удастся ли вскипятить воду в пробирке, опустив ее в кипящую воду?. После

многократных ответов, проверяем на опыте наши предположения и объясняем его

результаты.

2.На столе стоят два стакана с одинаковым количеством воды, имеющей комнатную

температуру. В сосуде с горячей водой находятся два тела из латуни и алюминия

одинаковой массы. Переложите их в стаканы с водой и по показаниям термометров

определите, в какой стакан какое тело положено. ( имеется таблица физических величин).

3. Сполоснув пол-литровую банку с водой. Плотно закрыть ее крышкой 9 в

последней предварительно сделано отверстие и при помощи двух гаек укреплен ниппель

от велосипедной камеры). Велосипедным насосом накачивайте в банку воздух до тех пор,

пока не произойдет сброс крышки с горлышка банки, сопровождаемый громким хлопком.

Проанализируйте наблюдаемое и объясните. Делается физминутка.

Остальные пока эрудиты готовят ответ, остальные готовятся к ответу на вопросы, которые

задает учитель.

1.

Какой из двух металлов (алюминий или медь) выбираете, чтобы изготовить посуду

годную для расплавления в ней второго менталла?

2.

Какой из кусков (стальной или вольфрамовый) останется твердым, если будет

брошен в расплавленное железо?

3.

Можно ли расплавить янтарь, держа его в оловянной ложке? В алюминиевой?

4.

Олово переведено из одного агрегатного состояния в другое. Затвердело оно или,

наоборот, расплавилось, если известно, что его внутренняя энергия уменьшилась?

5.

Вода или пар, если их массы одинаковы, обладают при 100 С наименьшей

внутренней энергией? Почему?

6.

Сравните кипение и испарение жидкости. Что между ними общего? В чем состоит

различие этих явлений?

7.

Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потеря

горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Каковы причины этих потерь?

8.

Почему бегущая собака высовывает язык?

9.

Телу сообщили некоторое количество теплоты. Всегда ли можно утверждать, что

температура тела повысилась?

10. Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее? Почему?

11. Почему овощные культуры на участках, находящихся возле водоемов меньше

страдают от заморозков, чем расположенные вдали от них?

Благодаря анализу, который был дан в процессе обсуждения этих вопросов ( их текст

проецировался через проектор), обобщение и систематизация знаний учащихся

получили дальнейшее развитие.

Заключительная часть урока можно посветить обобщению умений учеников

решать физические задачи; она может проводиться в виде эстафеты «Знание формул».

Можно задать задачи типа: Какое количество теплоты требуется для превращения 2 кг

льда, взятого при 0С, в воду комнатной температуры? Задача считается выполненной,

если ученик поднимал карточки с теми формулами, которые необходимо использовать

для ее решения. И в конце сделать вывод «Агрегатное состояние вещества – это

состояние одного и того же вещества, переходы между которыми сопровождаются

скачкообразным изменением его внутренней энергии»

Рефлексия.

Литература:

1.

Перельман Я.И. Занимательная физика» М.Наука – 2005 г.

2.

Книга для чтения по физике 7-8 классы/ Составитель И.Г.Кириллов –

М.Просвещение, 2000г.

3.

Блудов М.и.Беседы по физике М.Просвещение. 2004г.

4.

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике –М.Просвещение. 2003г.

5.

Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних условиях по физике. –

М.Просвещение. 2003г.



В раздел образования