Автор: Стодолина Светлана Васильевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4 г. Льгова"
Населённый пункт: Льгов, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методичкая разработка урока по информатике "Возможности электронных таблиц Excel". 9 класс.
Раздел: среднее образование
«Возможности электронных таблиц Excel»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
-
Объявление краткого плана работы на уроке.
-
Разминка.
-
«Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».
-
Тестирование.
-
Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.
-
Заполнение опорного конспекта.
-
Физкультминутка.
3.
Подведение итогов.
4.
Домашнее задание.
5.
Практическая самостоятельная работа.
Цели урока:
образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой
информации»
Задачи:
1.
закрепление
знаний
об
общих
принципах
работы
табличного
процессора
Microsoft Excel;
2.
практическое
применение
изученного
материала,
приобретение
навыков
в
составлении таблиц разного типа;
3.
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и
оформить таблицу;
4.
формирование
представления
о
вычислениях
в
электронной
таблице
как
наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.
развивающие — продолжить развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.
Задачи:
1.
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
2.
развитие способности логически рассуждать;
3.
формирование
информационной
культуры
и
потребности
приобретения
знаний;
4.
развитие
умения
применять
полученные
знания
для
решения
задач
различных предметных областей.
воспитательные
—
продолжать
воспитывать
информационную
кул ьтуру,
общечеловеческие качества личности школьника
Задачи:
1.
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
2.
воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
3.
продолжить воспитывать культуру общения;
4.
п р од о л ж и т ь
ф о р м и р о в а т ь
ч у в с т в о
д о л г а ,
н а с т о й ч и в о с т и ,
дисциплинированность; продолжить формирование творческих, исследовательских
качеств учащихся;
5.
продолжить воспитывать эстетический вкус.
Ход урока
I.
Организационный этап.
(Цель: настроить учащихся на работу на уроке)
На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной
таблицы,
типы
и
форматы
данных,
используемых
в Excel,
основные
функций,
используемых при записи формул, общие правила подготовки электронной таблицы, а так
же
графические
возможности
табличного
процессора,
учились
решать
задачи
с
использованием ЭТ.
Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме,
развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных
предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при
необходимости друг другу, и самостоятельно.
Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится.
II Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
(Цель: повторение, систематизация и проверка знаний)
1.
Объявление краткого плана работы.
2.
Работу на уроке мы построим следующим образом: сначала мы повторим все полученные
ранее знания; и одновременно систематизируем знания по этой теме при заполнении
опорного конспекта, который находится у вас на столе.
Пройденная
нами
тема
“Электронные
таблицы”
–
одна
из
наиболее
практически
значимых, востребованных, после темы: «Текстовый редактор Word и его возможности».
Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании
на самых различных уровнях: от домашнего до государственного. Освоенный табличный
процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера/
1.Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?
Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решали
различные задачи с использованием математических, статистических и условных
функций, составляли много различных таблиц и строили диаграммы.
2.Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести
использование возможностей табличного процессора MS Excel?
Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология.
Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц
очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный
специалист.
Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным
вычислительным
потенциалом
для
решения
реальных
задач
прикладного
характера.
1.
Разминка
Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ. У вас на столах лежит тест . На
просмотр и обдумывание несколько минут.
Старайтесь отвечать на вопросы чётко и кратко.
4.
Тест. Электронные таблицы MS Excel.
1)Электронная таблица – это
1. редактор для форматирования текстовой информации;
2. программа для обработки числовой информации, представленной в табличном
виде;
3. прикладное программное обеспечение, используемое для создания, редактирования и
просмотра графических изображений
2) Сколько строк может содержать лист книги MS Excel?
1.65 536;
2.256;
3.10000;
4.1024;
3)
Как называется файл, создаваемый MS Excel по умолчанию при запуске программы?
1.Лист 1;
2.Документ 1;
3.Книга 1.
4)
Какое расширение имеют файлы MS Excel?
1.*.doc;
2.*.xls;
3.*.mdb;
4.*.psd;
5)
Активная ячейка - это ячейка:
1.
для записи команд;
2.
содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод
данных;
3.
формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
4.
в которой выполняется ввод команд.
6)
Маркер автозаполнения (черный крестик) появится, если курсор поставить:
1. в верхний левый угол ячейки;
2. в нижний правый угол ячейки;
3. на серый прямоугольник на пересечении заголовков строк и столбцов;
4. по середине ячейки.
7)
Что такое диапазон ячеек в электронной таблице?
1.Совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы
2.Все ячейки одной строки
3.Все ячейки одного столбца
4.Множество допустимых значений
8)
Для выделения нескольких интервалов ячеек удерживают клавишу:
1. Shift ; 2. Ctrl ; 3. Insert ; 4. Стрелки.
2.
Мозаика знаний
Теперь перейдем от теоретических знаний к практике , к заданиям
высвечивающимся на слайдах.
Слайд 1. Указать имена выделенных диапазонов
1.С1:G1
2. C6:С9
3. E3:F7
4.А6
5.Н1:H6
6A11:D12
7.E9
8. A4: С4
9. F8: H6
Слайд 2.
Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского института
Дэна Бриклина в 1979 г. Выполняя скучные вычисления с помощью бухгалтерской
книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании,
разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCals
[Визи Кэлс]. А первая версия эл. таблицы фирмы Microsoft появились только спустя
8 лет.(1987).
Особенность ЭТ заключается в том, что она позволяет кропотливую работу с
вычислениями по формулам переложить на ПК.
При записи формул используют определенные правила . Повторим их.
-формула начинается со знака равно.
-запись формулы осуществляется на раскладке Анг.
- заменяем переменные на адреса ячеек.
Слайд 3.
При записи формул используют ссылки (адресация) на адрес ячейки.
Какие виды ссылок мы можем указать? И в чем особенность этих ссылок?
-Относительные ссылки- адрес ячейки меняются при перемещении по стокам или
столбцам.
- Абсолютные ссылки- адрес ячейки не меняются при перемещении по стокам или
столбцам.
- Смешанные ссылки- когда к адресу ячейки применили и относительную и
абсолютную ссылку.
Слайд 4. Указать формулы
относительной абсолютной смешанной
2 , 7 1,5,8 3,4,6
Повторив, способы записи формул перейдем к выполнению
заданий.
Задание 1.
Слайд 5.
Слайд 6.
И следующим этап нашего урока станет «Практическая работа»
На столах лежат листы с заданиями , ваша задача заключается в том , чтобы
протабулировать функцию
Карточка 1
Протабулирова
ть функцию
У=х
2
+5 на
отрезке [ -5;5] с
шагом +1
Карточка 2
Протабулирова
ть функцию
У=х
2
-5 на
отрезке [ -5;5] с
шагом +1
Карточка 3
Протабулирова
ть функцию
У=х
2
на отрезке
[ -4;4] с шагом
0,5
Карточка 4
Протабулирова
ть функцию
У=2х
2
на
отрезке [ -4;4] с
шагом 0,5
Карточка 5
На отрезке
[ 1;2] с шагом
0,2
протабулирова
ть функцию
у=
√
х
х
+
1
Карточка 6
На отрезке [0;2]
с шагом 0,2
протабулирова
ть функцию
у= 0,25х
3
+х-
1,2502
Карточка 7
На отрезке [2;4]
с шагом 0,2
протабулирова
ть функцию
у= 3х-4sinх
2
Карточка 8
На отрезке [1;2]
с шагом 0,1
протабулирова
ть функцию
у= 0,1х
2
-хcosx
Карточка 9
На отрезке [1;2]
с шагом 0,1
протабулирова
ть функцию
у= 0,1х
2
-хcosx
Карточка 10
На отрезке [0;1]
с шагом 0,1
протабулирова
ть функцию
у= sinx
2
+cosx
2
-
10x
Карточка 11
На отрезке
[0,4;1] с шагом
0,1
протабулирова
ть функцию
у= 2хsinx-cosx
Карточка 12
На отрезке [2;3]
с шагом 0,1
протабулирова
ть функцию
у= x
5
-x+1,8
Рассматривая различные категории функций мы остановились на статистических
функциях и с помощью их сделали практические работы.
Какие статистические функции вам известны? Перечислите их.
- МИН
-МАХ
- СРЗНАЧ
-СЧЕТ
-СЧЕТЕСЛИ
- и т. д.
Слайд 7
Слайд 8
Действительно, области применения электронных таблиц очень
разнообразны, без них не может обойтись практически ни один
современный специалист.
В 1982 году было предложено объединить математические расчеты
электронных таблиц с деловой графикой.
А чтоб цифры, отображаемые в таблицах стали более наглядными, мы
строим диаграммы.
Слайд 8
А перед выполнением задания давайте немножко отдохнем, опустившись на
ДНО МОРСКОЕ и считаем рыбок (
14)
После выполнения практической части перейдем к решению задач с применением
диаграмм.
Ответ 2
Слайд 10
Ответ 3
Теперь перейдем к выполнению практической задачи с применением
условных функций .
На рабочих столах находится файл «Задача 19» ,откройте его. На столах лежат
листы с заданием и инструкция по порядку его выполнения.
Ваша задача внимательно прочитать инструкцию, выполнить все операции по
описанию и получить ответ, который также указан в инструкции.
Желаю удачи.
IV. Подведение итогов работы. Д/з. (Цель: подвести итоги проделанной работы)
(1мин)
Итак, сегодня мы с вами повторили и систематизировали в виде опорного конспекта
основные этапы решения задач по теме «Электронные таблицы», разобрали решение
несколько задач.
Таким образом мы закончили изучение темы «Электронные таблицы» и надеюсь ,
что данная тема не вызовет у вас затруднение при дальнейшем вашем обучении.