Напоминание

Методичкая разработка урока по информатике "Возможности электронных таблиц Excel". 9 класс.


Автор: Стодолина Светлана Васильевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4 г. Льгова"
Населённый пункт: Льгов, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методичкая разработка урока по информатике "Возможности электронных таблиц Excel". 9 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




«Возможности электронных таблиц Excel»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока:

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация, обобщение и систематизация знаний.

-

Объявление краткого плана работы на уроке.

-

Разминка.

-

«Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».

-

Тестирование.

-

Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.

-

Заполнение опорного конспекта.

-

Физкультминутка.

3.

Подведение итогов.

4.

Домашнее задание.

5.

Практическая самостоятельная работа.

Цели урока:

образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой

информации»

Задачи:

1.

закрепление

знаний

об

общих

принципах

работы

табличного

процессора

Microsoft Excel;

2.

практическое

применение

изученного

материала,

приобретение

навыков

в

составлении таблиц разного типа;

3.

развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и

оформить таблицу;

4.

формирование

представления

о

вычислениях

в

электронной

таблице

как

наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

развивающие — продолжить развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.

Задачи:

1.

развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

2.

развитие способности логически рассуждать;

3.

формирование

информационной

культуры

и

потребности

приобретения

знаний;

4.

развитие

умения

применять

полученные

знания

для

решения

задач

различных предметных областей.

воспитательные

продолжать

воспитывать

информационную

кул ьтуру,

общечеловеческие качества личности школьника

Задачи:

1.

воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

2.

воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;

3.

продолжить воспитывать культуру общения;

4.

п р од о л ж и т ь

ф о р м и р о в а т ь

ч у в с т в о

д о л г а ,

н а с т о й ч и в о с т и ,

дисциплинированность; продолжить формирование творческих, исследовательских

качеств учащихся;

5.

продолжить воспитывать эстетический вкус.

Ход урока

I.

Организационный этап.

(Цель: настроить учащихся на работу на уроке)

На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной

таблицы,

типы

и

форматы

данных,

используемых

в Excel,

основные

функций,

используемых при записи формул, общие правила подготовки электронной таблицы, а так

же

графические

возможности

табличного

процессора,

учились

решать

задачи

с

использованием ЭТ.

Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме,

развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных

предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при

необходимости друг другу, и самостоятельно.

Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится.

II Актуализация, обобщение и систематизация знаний.

(Цель: повторение, систематизация и проверка знаний)

1.

Объявление краткого плана работы.

2.

Работу на уроке мы построим следующим образом: сначала мы повторим все полученные

ранее знания; и одновременно систематизируем знания по этой теме при заполнении

опорного конспекта, который находится у вас на столе.

Пройденная

нами

тема

“Электронные

таблицы”

одна

из

наиболее

практически

значимых, востребованных, после темы: «Текстовый редактор Word и его возможности».

Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании

на самых различных уровнях: от домашнего до государственного. Освоенный табличный

процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера/

1.Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?

Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решали

различные задачи с использованием математических, статистических и условных

функций, составляли много различных таблиц и строили диаграммы.

2.Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести

использование возможностей табличного процессора MS Excel?

Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология.

Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц

очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный

специалист.

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным

вычислительным

потенциалом

для

решения

реальных

задач

прикладного

характера.

1.

Разминка

Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ. У вас на столах лежит тест . На

просмотр и обдумывание несколько минут.

Старайтесь отвечать на вопросы чётко и кратко.

4.

Тест. Электронные таблицы MS Excel.

1)Электронная таблица – это

1. редактор для форматирования текстовой информации;

2. программа для обработки числовой информации, представленной в табличном

виде;

3. прикладное программное обеспечение, используемое для создания, редактирования и

просмотра графических изображений

2) Сколько строк может содержать лист книги MS Excel?

1.65 536;

2.256;

3.10000;

4.1024;

3)

Как называется файл, создаваемый MS Excel по умолчанию при запуске программы?

1.Лист 1;

2.Документ 1;

3.Книга 1.

4)

Какое расширение имеют файлы MS Excel?

1.*.doc;

2.*.xls;

3.*.mdb;

4.*.psd;

5)

Активная ячейка - это ячейка:

1.

для записи команд;

2.

содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод

данных;

3.

формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;

4.

в которой выполняется ввод команд.

6)

Маркер автозаполнения (черный крестик) появится, если курсор поставить:

1. в верхний левый угол ячейки;

2. в нижний правый угол ячейки;

3. на серый прямоугольник на пересечении заголовков строк и столбцов;

4. по середине ячейки.

7)

Что такое диапазон ячеек в электронной таблице?

1.Совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы

2.Все ячейки одной строки

3.Все ячейки одного столбца

4.Множество допустимых значений

8)

Для выделения нескольких интервалов ячеек удерживают клавишу:

1. Shift ; 2. Ctrl ; 3. Insert ; 4. Стрелки.

2.

Мозаика знаний

Теперь перейдем от теоретических знаний к практике , к заданиям

высвечивающимся на слайдах.

Слайд 1. Указать имена выделенных диапазонов

1.С1:G1

2. C6:С9

3. E3:F7

4.А6

5.Н1:H6

6A11:D12

7.E9

8. A4: С4

9. F8: H6

Слайд 2.

Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского института

Дэна Бриклина в 1979 г. Выполняя скучные вычисления с помощью бухгалтерской

книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании,

разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCals

[Визи Кэлс]. А первая версия эл. таблицы фирмы Microsoft появились только спустя

8 лет.(1987).

Особенность ЭТ заключается в том, что она позволяет кропотливую работу с

вычислениями по формулам переложить на ПК.

При записи формул используют определенные правила . Повторим их.

-формула начинается со знака равно.

-запись формулы осуществляется на раскладке Анг.

- заменяем переменные на адреса ячеек.

Слайд 3.

При записи формул используют ссылки (адресация) на адрес ячейки.

Какие виды ссылок мы можем указать? И в чем особенность этих ссылок?

-Относительные ссылки- адрес ячейки меняются при перемещении по стокам или

столбцам.

- Абсолютные ссылки- адрес ячейки не меняются при перемещении по стокам или

столбцам.

- Смешанные ссылки- когда к адресу ячейки применили и относительную и

абсолютную ссылку.

Слайд 4. Указать формулы

относительной абсолютной смешанной

2 , 7 1,5,8 3,4,6

Повторив, способы записи формул перейдем к выполнению

заданий.

Задание 1.

Слайд 5.

Слайд 6.

И следующим этап нашего урока станет «Практическая работа»

На столах лежат листы с заданиями , ваша задача заключается в том , чтобы

протабулировать функцию

Карточка 1

Протабулирова

ть функцию

У=х

2

+5 на

отрезке [ -5;5] с

шагом +1

Карточка 2

Протабулирова

ть функцию

У=х

2

-5 на

отрезке [ -5;5] с

шагом +1

Карточка 3

Протабулирова

ть функцию

У=х

2

на отрезке

[ -4;4] с шагом

0,5

Карточка 4

Протабулирова

ть функцию

У=2х

2

на

отрезке [ -4;4] с

шагом 0,5

Карточка 5

На отрезке

[ 1;2] с шагом

0,2

протабулирова

ть функцию

у=

х

х

+

1

Карточка 6

На отрезке [0;2]

с шагом 0,2

протабулирова

ть функцию

у= 0,25х

3

+х-

1,2502

Карточка 7

На отрезке [2;4]

с шагом 0,2

протабулирова

ть функцию

у= 3х-4sinх

2

Карточка 8

На отрезке [1;2]

с шагом 0,1

протабулирова

ть функцию

у= 0,1х

2

-хcosx

Карточка 9

На отрезке [1;2]

с шагом 0,1

протабулирова

ть функцию

у= 0,1х

2

-хcosx

Карточка 10

На отрезке [0;1]

с шагом 0,1

протабулирова

ть функцию

у= sinx

2

+cosx

2

-

10x

Карточка 11

На отрезке

[0,4;1] с шагом

0,1

протабулирова

ть функцию

у= 2хsinx-cosx

Карточка 12

На отрезке [2;3]

с шагом 0,1

протабулирова

ть функцию

у= x

5

-x+1,8

Рассматривая различные категории функций мы остановились на статистических

функциях и с помощью их сделали практические работы.

Какие статистические функции вам известны? Перечислите их.

- МИН

-МАХ

- СРЗНАЧ

-СЧЕТ

-СЧЕТЕСЛИ

- и т. д.

Слайд 7

Слайд 8

Действительно, области применения электронных таблиц очень

разнообразны, без них не может обойтись практически ни один

современный специалист.

В 1982 году было предложено объединить математические расчеты

электронных таблиц с деловой графикой.

А чтоб цифры, отображаемые в таблицах стали более наглядными, мы

строим диаграммы.

Слайд 8

А перед выполнением задания давайте немножко отдохнем, опустившись на

ДНО МОРСКОЕ и считаем рыбок (

14)

После выполнения практической части перейдем к решению задач с применением

диаграмм.

Ответ 2

Слайд 10

Ответ 3

Теперь перейдем к выполнению практической задачи с применением

условных функций .

На рабочих столах находится файл «Задача 19» ,откройте его. На столах лежат

листы с заданием и инструкция по порядку его выполнения.

Ваша задача внимательно прочитать инструкцию, выполнить все операции по

описанию и получить ответ, который также указан в инструкции.

Желаю удачи.

IV. Подведение итогов работы. Д/з. (Цель: подвести итоги проделанной работы)

(1мин)

Итак, сегодня мы с вами повторили и систематизировали в виде опорного конспекта

основные этапы решения задач по теме «Электронные таблицы», разобрали решение

несколько задач.

Таким образом мы закончили изучение темы «Электронные таблицы» и надеюсь ,

что данная тема не вызовет у вас затруднение при дальнейшем вашем обучении.



В раздел образования