Напоминание

"Игровые упражнения и занятия со старшими дошкольниками, направленные на воспитание толерантности".


Автор: Пономарь Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №98 ОАО РЖД"
Населённый пункт: город Тимашевск
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые упражнения и занятия со старшими дошкольниками, направленные на воспитание толерантности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые

упражнения

и

занятия

со

старшими

дошкольниками,

направленные на воспитание толерантности.

Мною была разработана серия мероприятий, направленных на

формирование

толерантности

у

старших

дошкольников.

При

разработке

конспектов занятий, подборе игр и упражнений, дидактического материала я

опиралась на теоретические и практические исследования отечественных

педагогов и психологов, отбирая те из них, которые соответствуют моим

взглядам

на

суть

толерантности

признания

единства

и

одновременно

многообразия

человечества,

взаимосвязи

всех

и

каждого,

уважения

прав

другого и его индивидуальности, а также воздержания от причинения вреда,

так как навредить другому означает навредить всем, и в том числе себе. При

составлении конспектов занятий были использован практический материал,

предложенный

Н.В.

Клюевой,

Ю.В.

Касаткиной,

О.

В.

Хухлаевой,

Т.В.

Макаровой, Г.Ф. Ларионовой и другими.

Передо мной стояли следующие задачи: обратить внимание ребенка на

самого себя; формирование негативного отношения к насилию и агрессии в

любой форме; формировать умение видеть и понимать другого человека,

проявлять

сопереживание,

сочувствие

к

людям;

повысить

культуру

межличностного взаимодействия детей в группе; закреплять нравственные

представления и навыки эффективной их реализации в общении и игре.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что

все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые,

третьи

замкнутые,

у

каждого

свои

индивидуальные

способности

и

особенности.

На занятиях использовала разнообразные методические приёмы: игровой

прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в

ней нуждается или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях;

моральная оценка поступков героев художественных произведений, решение

проблемных

ситуаций,

позволяющих

закреплять

в

сознании

детей

значимость

проявления

эмпатии;

игровые

упражнения

в

проявлении

сочувствия,

сопереживания;

советы

сказочного

персонажа,

расширяющие

представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими,

друзьями, животными; игры, в которых дети упражняются

в проявлении

радости, характеризующей общий настрой группы.

1. Тематические занятия: «Хоровод дружбы», занятие «О дружбе», «Зло в

гостях» «Что такое милосердие?»

2. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Маски», «Свет мой, зеркальце,

скажи»,

«Немое

кино»,

«Прочитай

письмо»,

«Люблю

-

не

люблю»,

«Снежинки»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Связующая нить», «Тень»,

«Я чувствую», «Комплименты», «Разноцветный букет»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей:

«Поварята», «Крошка Енот», «Море волнуется»;

- развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям:

«Тростинка на ветру», «Колокол», «Слепой и поводырь»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Лото настроений»,

«Тренируем эмоции»;

- регулирование своего поведения: «Брыкание», «Час тишины – час можно»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко

милосердия».

3. Этические беседы: «Правила поведения в детском саду»; «Что бы ты

сделал, как поступил?»

4.

Обсуждение

и

проигрывание

ситуаций

(проблемных

ситуаций),

направленных на практическое применение навыков культурного поведения в

игре,

на

занятиях,

в

общественных

местах,

на

умение

выражать

сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

5.

Использование

художественного

слова:

стихотворений,

дразнилок,

пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6.

Использование

наглядных

пособий:

сюжетных

картин,

фотографий,

иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

7. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я

и моё настроение», «Моё имя», «Дети планеты Земля».

8. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной

музыки разных народов.

Тематические занятия строила на гуманистической позиции, субъект

-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагало: свободу

высказываний

и

поведения

ребенка

в

разных

формах

педагогического

процесса; проявление взаимных оценок и суждений по разным поводам,

воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;

недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и

желания детей.

Занятия проводились фронтально, один раз в неделю, длительность

занятий 30 минут. Каждому ребенку предоставлялась возможность проявить

себя, быть открытым и не бояться ошибок. Содержание занятий представлено

в приложении (приложение 1).

На занятии «О дружбе» уточняли представления детей о том, что значит

«уметь дружить»; учили осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно

понимать мотивы поведения и соотносить их с существующими нормами;

познакомили с пословицами и поговорками о дружбе.

Занятие начали с прослушивания песни В. Шаинского «О дружбе»,

провели беседу её содержанию, в процессе которой обращались к личному

опыту детей. Дети ответили на вопросы, назвали своих друзей, отметили, для

того,

чтобы

дружба

была

крепкая,

настоящая

нужно

«не

ссориться»,

«делиться игрушками», «помогать другу», «заступаться за друга». Затем мы

рассказали сказку С. Михалкова «Как друзья познаются», проанализировали

поступки

героев

сказки,

пришли

к

совместному

выводу,

что

настоящие

друзья не бросают в беде, помогают в неприятностях.

В конце занятия прошло обсуждение пословиц и поговорок о дружбе:

«Сам пропадай, а товарища выручай. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Дружным любая беда по плечу. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто

ты».

На

следующий

день

предложила

ребятам

поиграть

в

игру

«Комплименты», которая способствовала формированию доброжелательного

отношение

друг

к

другу,

давала

представления

об

индивидуальных

особенностях людей, их внешних и внутренних различиях. С помощью этой

игры

старались

привлечь

застенчивых

детей

к

общению,

пробуждали

желание рассказывать о товарище.

Стоя в кругу, дети держались за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу,

говорил ему несколько добрых слов, за что-то похвалил его: «Эвелина, ты

добрая», «Женя, ты умеешь красиво рисовать» и пр. Принимающий в ответ

кивал головой и говорил: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарил свой

комплимент соседу. В случаях затруднений, которые чаще всего испытывали

Алита

Н.,

Вова

С.

мы

помогали

им

подобрать

комплимент,

задавали

наводящие

вопросы:

«Что

умеет

хорошо

делать

Леша?

Кристина

любит

трудиться, это хорошо, скажи ей об этом».

Очень интересна была для ребят игра «Связующая нить», которая

формировала чувство близости с другими людьми, способствовала принятию

детьми друг друга, формировала чувство ценности других и самоценности.

Дети сидели по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто

уже

держали

клубок,

взялись

за

нить.

Передача

клубка

сопровождается

высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что

могут пожелать другим. Начинал игру воспитатель, показывая тем самым

пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь

сказать. Когда клубок вернулся к педагогу, дети натягивают нить и закрывают

глаза, представляя по просьбе педагога, что они составляют одно целое, что

каждый из них важен и значим в этом целом.

В

конце

занятия

провели

игру

«Отгадай,

кто

мой

друг».

Дети

по

очереди описывали внешний вид своего друга, положительные качества его

характера, а остальные дети отгадывали, про кого идет речь. На следующий

день предложила ребятам написать коллективное письмо заболевшему другу:

необходимо поддержать, ободрить друга, какими-нибудь ласковыми словами,

утешить, порадовать; рассказать что-нибудь интересное о жизни ребят в

детском саду; коллективно нарисовать «Картину для друга».

Большинство ребят с удовольствием откликнулись на наше предложение,

эти дети приняли активное участие: придумывали, рисовали и раскрашивали,

предлагали отнести письмо больному ребенку. Некоторые ребята, с некой

неохотой отнеслись к этой коллективной работе, чаще отмалчивались, что-то

рисовали, только по индивидуальной просьбе.

Таким образом, я учила детей оказывать внимание, поддержку тому, кто в

этом нуждается, воспитывали доброжелательное отношение к окружающим,

умение слушать друг друга, работать сообща. В конце провела

обсуждение пословицы: «Не дорог подарок, дорого внимание».

В игре «Тростинка на ветру» развивала навыки самоконтроля, укрепление

доверия к другим людям, снятие страхов. Дети стояли в кругу очень близко

друг к другу. Педагог рассказал, что это необычный круг, а волшебный,

потому что дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы

стоящий

в

центре

этого

круга

пережил

удивительные

ощущения.

Один

доброволец становился в центре круга, а все остальные поднимают руки на

уровне груди и ловили стоящего в центре, когда он начинает качаться во все

стороны.

Следующее

занятие

(Тема:

«Зло

в

гостя»)

было

направлено

на

ознакомление с понятием «зло», выражением «злой человек». На примере

сказочного

героя,

паря

Фармолая,

учили

детей

давать

самостоятельную

оценку отрицательным поступкам людей, подвели к пониманию того, что' зло

всегда наказуемо и с ним можно и нужно бороться.

После занятия (на прогуле) предложила детям игру «Поварята», которая

способствовала

формирование

чувство

сплочённости,

умение

чувствовать

других, сопереживать. Для проведение игры использовали длинную верёвку

или обруч. Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем

варить компот! (на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая

кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый

из

вас

придумает,

чем

он

будет

(слива,

абрикос,

изюм,

груша,

персик,

черешня, вишня и т. д.). А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди,

что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг!

Формированию представлений детей о такой этической категории, как

милосердие, способствовало следующее занятие, которое было построено на

материале сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Детям объяснили, что

милосердие

очень

древнее

слово.

Наши

далекие

предки

называли

милосердным такого человека, у которого доброе сердце, который проявлял

заботу о других, сочувствовал им, утешал, если с ними случилась беда.

Считалось, что очень плохо не оказать помощь нуждающемуся, не заметить

чужое горе, не проявить сочувствие и сострадание. Такого человека называли

бессердечным.

На

примере

героев

сказки

выяснили,

кто

из

девочек

милосердная, а кто бессердечная, подтверждаю это словами из сказки.

Детей побуждали проявлять милосердие к окружающим людям,

сверстникам, оказывать им внимание, помощь и делать это доброжелательно,

искренне. Стремилась вызвать у детей чувство жалости к Ленивице: хоть и

наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо и обидно. В конце занятия

дети придумывали «хороший» конец сказки, пришли к выводу, что никогда не

стоит смеяться над чужой бедой, нужно постараться помочь и утешить:

На следующий день предложила ребятам игровое упражнение «Я

поступаю

хорошо»,

в

ходе

которого

прошло

обсуждение

проблемных

ситуаций. Это упражнение закрепляло представления о культуре отношений

между людьми.

В ходе этических бесед «Правила поведения в детском саду» и «Что бы

сделал, как поступил» закрепляли умение формулировать правила поведения,

учили

анализировать

свои

поступки.

Детям

были

предложены

для

обсуждения проблемные ситуации. Беседуя с детьми старались пробудить в

дошкольнике интерес, желание не только отвечать вам, но и самому задавать

вопросы. Я не торопили детей с ответом на вопросы, предлагали высказать

свои

предположение,

подводили

их

к

правильному

выводу,

хвалили

за

самостоятельное решение.

В конце обсуждения были сделаны выводы о правилах поведения в

коллективе:

1. Если игрушка одна — играй по очереди, но будь всегда добрым поделись с

друзьями, ведь вместе играть всегда веселее.

2.Не забывай говорить слова благодарности и помоги другому, когда тебя об

этом просят.

3.Если кто-то попал в беду, постарайся помочь сам или позови взрослых.

Детям объяснила, что эти правила надо запомнить и использовать в жизни

(приложение 3).

Таким образом, мною была проведена работа, направленная на

воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста, которая

осуществлялась

в

ходе

тематических

занятий,

этических

бесед,

игр

и

упражнений. При подборе материала учитывала небольшой жизненный опыт

испытуемых. Старалась организовать объяснение изучаемого материала с

помощью доступных средств: диалога, беседы, игры.

Содержание занятий было ориентировано на развитие интереса к

человеку, на формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что

приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой

подход позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому

себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

В ходе проведенной работы стремилась к тому, чтобы главные

нравственные качества, таки как: справедливость, уважение, сострадание,

доброжелательность, чувство собственного достоинства, стали неотъемлемой

частью

жизни

детей.

Целенаправленная

и

терпеливая

работа

в

этом

направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам

и поступкам других, научиться адекватно относиться к происходящему.

В результате проведенной работы у ребят уменьшилось количество

негативных

проявлений

по

отношению

друг

к

другу.

Меньше

стало

высказываний о товарищах в третьем лице: «он», «она». В играх ребята стали

лучше соблюдать очередность, подчиняться жребию и другим справедливым

процедурам,

научились

самостоятельно

договариваться

друг

с

другом.

Дошкольники

исследуемой

группы

стали

более

толерантно

относиться

к

особенностям других людей, ценить их индивидуальность.



В раздел образования