Напоминание

"Профилактика ДДТТ с учащимися начальных классов"


Автор: Юхименко Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика ДДТТ с учащимися начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленска

Учитель начальных классов

Юхименко А.В.

Профилактике ДДТТ с учащимися начальных классов

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет

число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут

тысячи

людей,

десятки

тысяч

получают

серьезные

травмы.

Основные

причины ДТП с годами не изменяются. Практически каждое третье ДТП

совершено по вине пешеходов. Зачастую виновниками

являются

дети,

которые в силу своего возраста

не умеют прогнозировать дорожную

обстановку, у них отсутствует навык безопасного поведения на дороге, дети

неосознанно

подражают

взрослым, нарушающим ПДД. На поведение

ребёнка оказывают влияние особенности восприятия им дорожной среды,

внимания,

мышления,

глазомер,

поле

зрения,

слух,

подвижность

и

уравновешенность нервных процессов.

Психологи установили, что есть различия в реакциях мальчиков и

девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно

быстрее

перебежать

дорогу,

не

обращая

внимания

на

движущиеся

в

несколько рядов машины. А девочки могут побежать назад к тротуару.

На поведение детей может влиять их функциональное состояние в

определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, устал, и в

результате способность контролировать своё поведение на дороге у него

снижается.

Целостное восприятие дорожной обстановки затрудняется из-за

роста

ребёнка.

Стоящие

транспортные

средства

закрывают

ему

обзор.

Ребёнок не видит, что происходит на дороге, и сам не виден водителям.

Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная

потребность

не

только

в

изучении,

но

и

в

соблюдении

правил

дорожного движения.

Воспитание

дисциплинированного

пешехода

является

составной

частью

воспитания

общей

культуры

человека.

Чтобы

достичь

желаемого

результата, необходима грамотная организация работы педагогов.

Работа учителя по профилактике ДДТТ строится в двух направлениях:

профилактика ДТ с учащимися;

профилактика ДТ с родителями.

Профилактика ДДТТ с учащимися проводится как на уроках, так и во

внеурочной деятельности.

Практику

сочетания

преподавания

предмета

с

ПДД,

включение

в

содержание урока элементов безопасного поведения на улице

и дороге

можно использовать на любых уроках. Эффект такой интеграции позволяет

создать благоприятные условия для усвоения учащимися младших классов

навыков

безопасного

поведения

на

дороге

и

улице,

знакомит

его

с

окружающим миром, способствует развитию личности ребёнка и формирует

его творческое мышление.

От детей младшего школьного возраста нельзя требовать больше того,

что они могут усвоить, нельзя перегружать ребёнка непонятной дорожной

информацией.

Непроизвольное

запоминание

у

детей

эффективнее

произвольного.

Дорожную

лексику

нужно

вводить

дозами

и

постепенно.

Знания детей младшего школьного возраста напрямую связаны с речью –

знают то, что могут объяснить.

Поэтому интеграцию учебного процесса с элементами изучения ПДД я

начинаю уже с первых уроков обучения грамоте («Азбука» - Н.В. Нечаева,

К.С.

Белорусец).

Можно

в

театрализованной

форме

повторить

правила

перехода через наземный пешеходный переход (стр. 8), познакомиться с

опасными ловушками городской улицы (стр. 12), стать пассажиром поезда

(стр.

16)

и

вспомнить

правила

поведения

в

данном

транспорте,

стать

настоящими исследователями на стр. 57 и найти какие правила дорожного

движения нарушили герои произведения К. Чуковского «Ехали медведи на

велосипеде», устроить виртуальную экскурсию в «Музей машин» и создать

модель «Машина моей мечты» (стр. 67).

На уроках литературного чтения (учебник В.Ю. Свиридова) ученики

продолжают

исследовательскую

работу

по

изучению

правил

дорожного

движения с литературными героями, знакомясь с творчеством С. Маршака, Н.

Носова, А. Барто, В. Катаева и др. При изучении произведений устного

народного творчества учащиеся разгадывают и сочиняют загадки, находят

пословицы

на

заданную

тему,

сочиняют

сказки

о

соблюдении

правил

дорожного движения.

Минутки безопасности проводятся и на уроках русского языка в этапах:

знакомство со словарными словами – автобус, автомобиль, дорога, пассажир,

улица и т.д. На этапе чистописания ребята с удовольствием прочерчивают

маршрут транспорта, для письма по памяти подбираю стихи по правилам

дорожного

движения,

при

работе

с

предложением

можно

использовать

иллюстративный материал на заданную тему.

При

проведении

устного

счёта

подбираю

задания

содержащие

элементы

безопасного

поведения

на

дороге.

При

решении

задач

на

вычисление скорости движения, времени и длины пути,

рассматриваем

дорожные ситуации, моделируем поведение участников дорожного движения.

При решении задач

на вычисление площади и периметра геометрической

фигуры, использую макеты дорожных знаков, вспоминая их значение и т.д.

Внеурочная

деятельность

по

формированию

устойчивых

знаний

и

навыков культурного поведения на улице и в транспорте строится в рамках

программы «Правила дорожного движения».

Цель программы: создание условий для формирования у школьников

навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей.

Задачи программы:

Образовательные

повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного

движения Российской Федерации;

помочь

учащимся

усвоить

требования

разделов

Правил

дорожного движения для пешеходов и велосипедов;

оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию

первой медицинской помощи.

Развивающие:

развивать

у

учащихся

умение

ориентироваться

в

дорожно-

транспортной ситуации;

способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота

реакции,

внимательность,

наблюдательность,

зрительное

и

слуховое

восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность

за свои действия на дороге;

выработать

у

учащихся

культуру

поведения

в

транспорте

и

дорожную этику;

сформировать

у

учащихся

сознательное

и

ответственное

отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности

окружающих.

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного

поведения

человека

на

улицах

и

дорогах,

а

также

в

общественном

транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся:

получить систематизированное представление об опасностях на дороге

и о прогнозировании опасных ситуаций;

оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека;

выработать

алгоритм

безопасного

поведения

с

учетом

своих

возможностей.

С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов

каждый год обучения разделён на 3 блока:

1.

Улица полна неожиданностей

2.

Наши верные друзья

3.

Это должны знать все

В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые

подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.

В

третьем

блоке

учащиеся

должны

усвоить

правила

поведения

на

улице, в общественном транспорте и т. д.

Программа построена по принципу нарастания объёма

изученного

материала.

Формы работы с учащимися:

1)

анкетирование;

2)

составление безопасного маршрута «Дом-школа-дом»;

3)

работа с макетом «Безопасная дорога»;

4)

конкурс рисунков и поделок;

5)

фотоконкурсы «Безопасное кресло», «Моя дорога»;

6)

встреча с медицинскими работниками и работниками ГИБДД;

7)

загадки, пословицы на заданную тему;

8)

конкурс стихотворений и театрализованных постановок;

9)

организация «Дня путешественника»;

10)

экскурсии;

11)

уголок «Это интересно» и другие,

12)

игры, викторины.

ФГОС ориентируют нас на использование в учебной и внеурочной

деятельности

инновационных

технологий.

Потому

что

они

формируют

самостоятельность

мышления,

способствуют

развитию

творческого

потенциала

младших

школьников,

нарабатывают

опыт

мыслительной

деятельности,

определённые

алгоритмы

действий

и

мыслительных

операций. Особенно эффективна работа в группах, т.к. совместное творчество

способствует

формированию

у

обучающихся

коммуникативных,

информационных

и

общекультурных

компетенций.

В

классе

мы

провели

творческие проекты: создание макета «Безопасная дорога в школу», «Мой

словарик», «Светофор», «Дорожные знаки».

Работа с родителями младших классов по профилактике ДДТТ

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма – работа с родителями младших школьников.

Опросы обучающихся показывают, что достаточно большое

количество родителей не считают обязательным для себя разъяснять детям

дорожную

азбуку

и,

что

особенно

опасно,

часто

в

присутствии

детей

нарушают Правила дорожного движения.

Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия,

способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей,

обсудить план совместной работы с родителями по предупреждению ДТП с

участием детей класса.

Формы занятий с родителями:

лекции, раскрывающие причины и условия ДТП с участием детей;

встречи с инспекторами;

анкетирование родителей;

тематические беседы типа «Опасные места вокруг школы и дома»,

«Дорога в школу» и др.;

индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу

риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и

дорогах

и,

наоборот,

неуверенные

в

себе,

испытывающие

чувство

страха), дети которых живут далеко от школы;

игры во время совместных экскурсий;

просмотр видеофильмов;

разработка памяток поведения на дороге

оформление уголка по профилактике ПДД.

На родительском собрании вырабатывается перечень действий,

которые взрослые должны выполнять по отношению к ребёнку:

1) постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют

во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

2) при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за

руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и

дорогах;

3) разъяснить детям правила управления велосипедом;

4) отработать с детьми схему безопасного маршрута «Мой путь в школу

и

домой»,

отметить

на

нём

опасные

участки,

места

безопасного

перехода дороги;

5) разъяснить детям правила пользования общественным транспортом.

Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и

викторины,

соревнования

и

другие

формы

профилактики

детского

травматизма объединены в целостную систему непрерывного обучения и

воспитания. В классе осуществляется комплексный подход, объединяющий

теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной

профилактической работы по предупреждению детского травматизма.



В раздел образования