Автор: Юхименко Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика ДДТТ с учащимися начальных классов"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленска
Учитель начальных классов
Юхименко А.В.
Профилактике ДДТТ с учащимися начальных классов
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет
число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут
тысячи
людей,
десятки
тысяч
получают
серьезные
травмы.
Основные
причины ДТП с годами не изменяются. Практически каждое третье ДТП
совершено по вине пешеходов. Зачастую виновниками
являются
дети,
которые в силу своего возраста
не умеют прогнозировать дорожную
обстановку, у них отсутствует навык безопасного поведения на дороге, дети
неосознанно
подражают
взрослым, нарушающим ПДД. На поведение
ребёнка оказывают влияние особенности восприятия им дорожной среды,
внимания,
мышления,
глазомер,
поле
зрения,
слух,
подвижность
и
уравновешенность нервных процессов.
Психологи установили, что есть различия в реакциях мальчиков и
девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно
быстрее
перебежать
дорогу,
не
обращая
внимания
на
движущиеся
в
несколько рядов машины. А девочки могут побежать назад к тротуару.
На поведение детей может влиять их функциональное состояние в
определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, устал, и в
результате способность контролировать своё поведение на дороге у него
снижается.
Целостное восприятие дорожной обстановки затрудняется из-за
роста
ребёнка.
Стоящие
транспортные
средства
закрывают
ему
обзор.
Ребёнок не видит, что происходит на дороге, и сам не виден водителям.
Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная
потребность
не
только
в
изучении,
но
и
в
соблюдении
правил
дорожного движения.
Воспитание
дисциплинированного
пешехода
является
составной
частью
воспитания
общей
культуры
человека.
Чтобы
достичь
желаемого
результата, необходима грамотная организация работы педагогов.
Работа учителя по профилактике ДДТТ строится в двух направлениях:
профилактика ДТ с учащимися;
профилактика ДТ с родителями.
Профилактика ДДТТ с учащимися проводится как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.
Практику
сочетания
преподавания
предмета
с
ПДД,
включение
в
содержание урока элементов безопасного поведения на улице
и дороге
можно использовать на любых уроках. Эффект такой интеграции позволяет
создать благоприятные условия для усвоения учащимися младших классов
навыков
безопасного
поведения
на
дороге
и
улице,
знакомит
его
с
окружающим миром, способствует развитию личности ребёнка и формирует
его творческое мышление.
От детей младшего школьного возраста нельзя требовать больше того,
что они могут усвоить, нельзя перегружать ребёнка непонятной дорожной
информацией.
Непроизвольное
запоминание
у
детей
эффективнее
произвольного.
Дорожную
лексику
нужно
вводить
дозами
и
постепенно.
Знания детей младшего школьного возраста напрямую связаны с речью –
знают то, что могут объяснить.
Поэтому интеграцию учебного процесса с элементами изучения ПДД я
начинаю уже с первых уроков обучения грамоте («Азбука» - Н.В. Нечаева,
К.С.
Белорусец).
Можно
в
театрализованной
форме
повторить
правила
перехода через наземный пешеходный переход (стр. 8), познакомиться с
опасными ловушками городской улицы (стр. 12), стать пассажиром поезда
(стр.
16)
и
вспомнить
правила
поведения
в
данном
транспорте,
стать
настоящими исследователями на стр. 57 и найти какие правила дорожного
движения нарушили герои произведения К. Чуковского «Ехали медведи на
велосипеде», устроить виртуальную экскурсию в «Музей машин» и создать
модель «Машина моей мечты» (стр. 67).
На уроках литературного чтения (учебник В.Ю. Свиридова) ученики
продолжают
исследовательскую
работу
по
изучению
правил
дорожного
движения с литературными героями, знакомясь с творчеством С. Маршака, Н.
Носова, А. Барто, В. Катаева и др. При изучении произведений устного
народного творчества учащиеся разгадывают и сочиняют загадки, находят
пословицы
на
заданную
тему,
сочиняют
сказки
о
соблюдении
правил
дорожного движения.
Минутки безопасности проводятся и на уроках русского языка в этапах:
знакомство со словарными словами – автобус, автомобиль, дорога, пассажир,
улица и т.д. На этапе чистописания ребята с удовольствием прочерчивают
маршрут транспорта, для письма по памяти подбираю стихи по правилам
дорожного
движения,
при
работе
с
предложением
можно
использовать
иллюстративный материал на заданную тему.
При
проведении
устного
счёта
подбираю
задания
содержащие
элементы
безопасного
поведения
на
дороге.
При
решении
задач
на
вычисление скорости движения, времени и длины пути,
рассматриваем
дорожные ситуации, моделируем поведение участников дорожного движения.
При решении задач
на вычисление площади и периметра геометрической
фигуры, использую макеты дорожных знаков, вспоминая их значение и т.д.
Внеурочная
деятельность
по
формированию
устойчивых
знаний
и
навыков культурного поведения на улице и в транспорте строится в рамках
программы «Правила дорожного движения».
Цель программы: создание условий для формирования у школьников
навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи программы:
Образовательные
•
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного
движения Российской Федерации;
•
помочь
учащимся
усвоить
требования
разделов
Правил
дорожного движения для пешеходов и велосипедов;
•
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию
первой медицинской помощи.
Развивающие:
•
развивать
у
учащихся
умение
ориентироваться
в
дорожно-
транспортной ситуации;
•
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота
реакции,
внимательность,
наблюдательность,
зрительное
и
слуховое
восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
•
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность
за свои действия на дороге;
•
выработать
у
учащихся
культуру
поведения
в
транспорте
и
дорожную этику;
•
сформировать
у
учащихся
сознательное
и
ответственное
отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного
поведения
человека
на
улицах
и
дорогах,
а
также
в
общественном
транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся:
получить систематизированное представление об опасностях на дороге
и о прогнозировании опасных ситуаций;
оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека;
выработать
алгоритм
безопасного
поведения
с
учетом
своих
возможностей.
С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов
каждый год обучения разделён на 3 блока:
1.
Улица полна неожиданностей
2.
Наши верные друзья
3.
Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые
подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.
В
третьем
блоке
учащиеся
должны
усвоить
правила
поведения
на
улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма
изученного
материала.
Формы работы с учащимися:
1)
анкетирование;
2)
составление безопасного маршрута «Дом-школа-дом»;
3)
работа с макетом «Безопасная дорога»;
4)
конкурс рисунков и поделок;
5)
фотоконкурсы «Безопасное кресло», «Моя дорога»;
6)
встреча с медицинскими работниками и работниками ГИБДД;
7)
загадки, пословицы на заданную тему;
8)
конкурс стихотворений и театрализованных постановок;
9)
организация «Дня путешественника»;
10)
экскурсии;
11)
уголок «Это интересно» и другие,
12)
игры, викторины.
ФГОС ориентируют нас на использование в учебной и внеурочной
деятельности
инновационных
технологий.
Потому
что
они
формируют
самостоятельность
мышления,
способствуют
развитию
творческого
потенциала
младших
школьников,
нарабатывают
опыт
мыслительной
деятельности,
определённые
алгоритмы
действий
и
мыслительных
операций. Особенно эффективна работа в группах, т.к. совместное творчество
способствует
формированию
у
обучающихся
коммуникативных,
информационных
и
общекультурных
компетенций.
В
классе
мы
провели
творческие проекты: создание макета «Безопасная дорога в школу», «Мой
словарик», «Светофор», «Дорожные знаки».
Работа с родителями младших классов по профилактике ДДТТ
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма – работа с родителями младших школьников.
Опросы обучающихся показывают, что достаточно большое
количество родителей не считают обязательным для себя разъяснять детям
дорожную
азбуку
и,
что
особенно
опасно,
часто
в
присутствии
детей
нарушают Правила дорожного движения.
Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия,
способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей,
обсудить план совместной работы с родителями по предупреждению ДТП с
участием детей класса.
Формы занятий с родителями:
лекции, раскрывающие причины и условия ДТП с участием детей;
встречи с инспекторами;
анкетирование родителей;
тематические беседы типа «Опасные места вокруг школы и дома»,
«Дорога в школу» и др.;
индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу
риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и
дорогах
и,
наоборот,
неуверенные
в
себе,
испытывающие
чувство
страха), дети которых живут далеко от школы;
игры во время совместных экскурсий;
просмотр видеофильмов;
разработка памяток поведения на дороге
оформление уголка по профилактике ПДД.
На родительском собрании вырабатывается перечень действий,
которые взрослые должны выполнять по отношению к ребёнку:
1) постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют
во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;
2) при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за
руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и
дорогах;
3) разъяснить детям правила управления велосипедом;
4) отработать с детьми схему безопасного маршрута «Мой путь в школу
и
домой»,
отметить
на
нём
опасные
участки,
места
безопасного
перехода дороги;
5) разъяснить детям правила пользования общественным транспортом.
Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и
викторины,
соревнования
и
другие
формы
профилактики
детского
травматизма объединены в целостную систему непрерывного обучения и
воспитания. В классе осуществляется комплексный подход, объединяющий
теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной
профилактической работы по предупреждению детского травматизма.