Напоминание

"Организация коррекционно– развивающего процесса для детей с ОВЗ"


Автор: Овсиенко Вера Федоровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №23 "Улыбка"
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: консультация
Тема: "Организация коррекционно– развивающего процесса для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ СОШ №9 СП «Детский сад №23 «Улыбка»

Консультация для педагогов

« Организация коррекционно- развивающего

процесса для детей с ОВЗ»

Подготовила:

учитель-логопед: Овсиенко В.Ф.

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

• принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

• принцип доступности заданий;

• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий;

желательно не менее двух раз в неделю;

• принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов,

логопедов.

Важной задачей

коррекционной

развивающей

работы

является

развитие

наглядно-

действенного

и

наглядно-образного

мышления.

Для

ее

решения

работа

должна

вестись

в

следующих направлениях:

обучение

детей

многообразным

предметно-практическим

манипуляциям

с

предметами различной формы, величины, цвета;

— обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);

формирование

наглядно-образного

мышления

в

процессе

конструктивной

и

изобразительной деятельности;

— формирование элементарных логических обобщений.

Один

из

важных

аспектов

наглядно-образного

мышления

способность

ребенка

действовать

в

уме,

оперируя

представленными

образами.

Требуется

обучить

этому

детей

с

психическим

недоразвитием,

чтобы

они

могли

находить

правильный

выход,

не

прибегая

к

практическим

действиям

с

объектами.

Это

достигается

в

процессе

разнообразных

психотехнических

игр

с

использованием

картинок.

Например,

нужно

достать

предмет,

изображенный

на

картинке.

Педагог

предлагает

ребенку

картинку

и

просит

рассказать,

как

мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.

Одной

из

наиболее

сложных

проблем,

стоящих

перед

психологами

и

педагогами,

работающими с детьми, страдающими умственной отсталостью, является переход от наглядно-

чувственного

познания

к

словесно-логическому.

С

детьми

с

легкой

степенью

умственной

отсталостью целесообразно проводить коррекционно-развивающие занятия по формированию у

них элементарных логических операций: обобщение, анализ, синтез. В качестве предпосылки

развития логических операций можно выбрать формирование у детей операции сравнения.

Занятия проводить поэтапно.

Первый

этап

обучение

ребенка

сравнению

предметов

с

помощью

анализа

их

элементов. Педагог совместно с ребенком анализирует различия в предметах по отдельным

признакам. Например, при сравнении коровы и козы педагог обращает внимание на их различие

(величина, длина рогов, цвет и пр.).

Второй

этап

обучение

ребенка

сопоставлению

отдельных

признаков

объектов

в

зависимости от определений «одинаковый — различный». Например, педагог показывает ребенку

картинки животных и просит определить, что в них одинаковое и чем они отличаются друг от

друга.

Третий этап — обобщение сравниваемых признаков. Например, требуется найти и сложить

в одну группу подходящие друг к другу картинки, игрушки и пр.

Занятия могут проводиться индивидуально или в небольшой группе детей, в игровой

форме

с

использованием

предметно-практических

манипуляций.

Например,

ребенок

ищет

различия между геометрическими формами, и для закрепления усвоенного ему рекомендуется

разложить их в соответствующие ячейки.

Важным принципом

коррекционно-развивающей

работы

с детьми с психическим не-

доразвитием является деятельностный подход. Сам процесс должен проходить в рамках того

вида

деятельности,

которая

доступна

ребенку

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Если

у

ребенка

не

сформирована

игровая

деятельность,

то

коррекционно-развивающую

работу

необходимо проводить в предметно-практическом контексте.

Вторым, не менее важным, принципом является комплексный подход к психокоррекции

детей

с

психическим

недоразвитием.

Соблюдение

этого

принципа

требует

тесного

контакта

психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, врачом, воспитателем и родителями.

Третьим,

наиважнейшим,

принципом

является иерархический

принцип.

Педагог-

дефектолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального

развития ребенка, но и его потенциальные возможности.

Принципы работы по формированию классификации.

1. К работе по словесной группировке и словесной классификации приступать после того,

как

создана

конкретная

основа

для

образования

общего

понятия,

и

ребенок

знаком

с

5-6

предметами.

2. Конкретные предметы подбирать таким образом, чтобы в процессе группировки и

классификации дети получили практику в дифференцировании наиболее смешанных понятий

(овощи-фрукты, птицы-насекомые, кустарники-деревья).

3. Основой формирования обобщающих понятий является практическая деятельность с

предметами.

4. Вводя в словарь новые, неупотребляемые ранее термины (зимующие и перелетные

птицы),

надо

сначала

употребить

название

группы

более

доступное

детям,

давая

его

в

развернутом виде.

Упражнения:

1. Исключить 1 картинку, объяснить почему.

2. Изображения плодов моркови, перца, гороха, помидора, груши, вишни, банана, лимона,

апельсина, земляники, яблока, редиса.

- Какие группы предметов представлены? Перечислить, относящиеся к каждой группе

конкретные предметы.

- Соотнести единичные предметы к общему понятию.

- Тренировка в словесном обобщении полученной группы однородных предметов

а) выбрать овощи,

б) объяснить почему эта группа не может быть названа одним общим словом.

Логическое

мышление

предполагает

наличие

у

ребенка

способности

к

выполнению

основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Для развития логического мышления можно использовать следующие упражнения:

«Четвертый

лишний».

Задание

предполагает

исключение

одного

предмета,

не

имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

— Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало

события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для

развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

— Игра «Составь предложение».

Цель

развитие

у

детей

способности

быстро

устанавливать

разнообразные,

иногда

совсем

неожиданные,

связи

между

привычными

предметами,

творчески

создавать

новые

целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро»,

«карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно

включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы

могут

быть

банальными

(«Медведь

упустил

в

озеро

карандаш»),

сложными,

с

выходом

за

пределы

ситуации,

обозначенной

тремя

исходными

словами

и

введением

новых

объектов

(«Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включаю-

щими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера,

которое ревело, как медведь»).

Игра «Исключение лишнего»

Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только

те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не облада -

ющее

этим

общим

признаком,

исключить.

Следует

найти

как

можно

больше

вариантов

исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов

и

не

присущих

исключенному,

лишнему.

Не

пренебрегая

вариантами,

которые

сразу

же

напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые),

желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого

ответов больше.

Эта

игра

развивает

способность

не

только

устанавливать

неожиданные

связи

между

разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также

одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между

собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные спо-

собы

объединения

и

расчленения

некоторой

группы

предметов,

и

поэтому

не

стоит

ограничиваться

одним-единственным

«правильным»

решением,

а

надо

искать

целое

их

множество.

Игра «Поиск аналогов»

Называются

какой-либо

предмет

или

явление,

например,

«вертолет».

Необходимо

выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным

существенным

признакам.

Следует

также

систематизировать

эти

аналоги

по

группам

в

зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в

данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд»

(транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал

наибольшее число групп аналогов.

Эта

игра

учит

выделять

в

предмете

самые

разнообразные

свойства

и

оперировать

в

отдельности

с

каждым

из

них,

формирует

способность

классифицировать

явления

по

их

признакам.

Игра «Способы применения предметов»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как

можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для

кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто

укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение

вводить

его

в

самые

разные

ситуации

и

взаимосвязи,

открывать

в

обычном

предмете

неожиданные возможности.



В раздел образования