Напоминание

"Пальчиковые игры детям младшего дошкольного возраста"


Автор: Кураш Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 52
Населённый пункт: гКАнск Красноярский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Пальчиковые игры детям младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковые игры для детей

ясельной группы детского сада.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс. И

чтобы детям было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так, как

игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду –

формирование

эмоционального

контакта,

доверия

детей

к

воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на

помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное

общение

возникает

на

основе

совместных

действий,

сопровождаемых

улыбкой,

ласковой

интонацией,

проявлением

заботы

к

каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает

взрослый.

Игры

выбираются

с

учетом

возможностей

детей,

места

проведения.

«Язык»

игр

понятен

и

доступен

любому

ребенку.

Он

получает

возможность

выражать

свои

эмоции,

переживания,

общаться

со

сверстниками,

знакомиться

с

нормами

и

правилами

жизни,

получает

внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Игра «Полянка настроения»

Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного

эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование:

плетеные

салфетки,

цветные

ленточки,

цветная

проволока.

Ход игры:

Используя

плетеную

салфетку,

разноцветные

ленточки,

шнурочки,

бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно

ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашку, а

папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты

своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит

превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо

этого,

продевание

шнурка

сквозь

отверстие

в

салфетке

способствует

развитию

мелкой

моторики

малыша

его

пальчики

становятся

более

ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция

речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение

простейшим

приемам

происходит

в

игре.

На

вашей

ладони

появляется

необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается,

что

он

похож

на

ежика.

Аккуратно

кладете

шарик

на

ладонь

ребенка,

прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца

ведущей

руки,

и

чуть

дольше

задерживаетесь

на

подушечке

каждого

пальчика.

Массирующие

движения

следует

выполнять

в

направлении

от

периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж

кисти

развивает

мускулатуру

пальцев

рук,

рефлекторно

стимулирует

соответствующие

зоны

коры

головного

мозга,

помогает

нормализовать

состояние

нервной

системы,

оказывая

наряду

с

успокаивающим

еще

и

общеоздоровительный

эффект.

Как

слайды

проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в

коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь,

занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для

другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь,

воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние

организма.

Игра «Что нам подскажут пальчики»

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение

сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные

материалы

различной

фактуры:

каштан,

грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

Ход игры:

Ребенок

осваивает

окружающий

мир

с

помощью

органов

чувств.

В

частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной

коробочке вы найдете природные материалы — шишку, каштан, камушек.

Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка — шершавая,

камень — гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой

предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не

обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через

органы

чувств),

то,

повзрослев,

человек

не

будет

обладать

достаточной

пластичностью

ума,

чтобы

уметь

легко

приспосабливаться

к

различным

обстоятельствам.

При

этом

развивается

чувствительность

рук,

активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана

с

развитием

речи.

Активизировать

речевое

развитие

можно,

используя

обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем

маятник,

пропеллер.

Важно

вовлекать

в

движение

большое

количество

пальцев, а сами движения проводить энергично.

Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний,

впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится

возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие

диафрагмального

типа

дыхания,

стабилизация

психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры:

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции.

Природа

подарила

человеку

возможность

управлять

своими

эмоциями

с

помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера,

соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим

ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий

выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть

своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает

мышечное

напряжение;

выдох

успокаивает,

рассеивает

отрицательные

эмоции,

способствует

расслаблению

мышц.

Успокоительный

эффект

достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени

вдоха

и

брюшного

(диафрагмального)

типа

дыхания.

Далее

выполняем

следующие упражнения.

Упражнение «Дышим животиком»

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его

сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается,

когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Работа

диафрагмы

должна

восприниматься

ребенком

и

зрительно,

и

тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как

она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем

выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению

тревоги,

возбуждения,

вспышек

отрицательных

эмоций,

повышает

тонус

блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы),

приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный

механизм,

заложенный

природой

в

нашей

нервной

системе:

замедление

ритма различных физиологических и психических процессов способствует

достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание

поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений,

полученных в течение дня.

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция

процессов

возбуждения

и

торможения,

снижение

уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту

игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью,

испытываемой

ребенком,

когда

он

обнаруживает

любимого

родителя,

вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта

любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и

замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент

испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время

провести

абсолютно

один,

да

еще

и

в

тайном,

укромном

месте).

Итак,

накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом —

он

спрятался!

Радость

движения

будет

ярче,

если

платки

превратятся

в

крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,

На листиках сидели

(ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул — полетели

(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели

(садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял

(встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил

(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через

некоторое

время

нужно

попросить

ребенка

потянуться

и

почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому

способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие

координации движений.

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

Ход игры:

Особое

значение

для

развития

малыша

имеют

подвижные

игры.

С

момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая,

лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим

телом,

его

движения

становятся

красивыми

и

уверенными.

А

в

момент

физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть»

негативную

энергию

приемлемым

способом.

Наверняка

малышам

понравится

игра-превращение

в

храбрых

лягушат.

У

нас

есть

обычные

рулоны бумаги. И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он

сидит.

(От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется

на пол.)

«Жили-были

в

тихом

пруду

с

красивыми

кувшинками

молодые

лягушата.

У

каждого

из

них

был

свой

любимый

листик,

на

котором

лягушонок

сидел,

грелся

на

солнышке

и,

конечно,

разговаривал.

А

как

лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела

большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она

решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и

стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата

ничего не боятся»

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на

счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.

Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы

листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле

выплескиваются

эмоции.

В

человеческом

организме

самой

природой

заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения

(стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра

— это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с

ребенком.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: развитие

тактильного

восприятия,

возбуждение

интереса

к

исследовательской деятельности.

Оборудование: таз

с

теплой

водой,

фигурные

губки,

пластмассовые

бутылочки

с

отверстиями,

коробочки

от

киндер-сюрприза,

разноцветные

бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и

успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы).

Успокаивающий

эффект

обеспечит

добавление

в

воду

специальных

ароматических

масел:

ромашкового,

лавандового,

мятного.

Но

предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки,

поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой

происходит

в

дневное

время,

можно

включить

в

нее

познавательный

компонент:

сравнивать

опускаемые

в

воду

предметы

по

фактуре

и

весу.

Можно

заполнить

миску

с

водой

пуговицами,

бусинками,

монетками,

небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: ш взять как можно больше

предметов в одну руку и пересыпать их в другую; т собрать одной рукой,

например, бусинки, а другой — камушки; ш приподнять как можно больше

предметов на ладонях.

После

выполнения

каждого

задания

ребенок

расслабляет

кисти

рук,

держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока

вода

не

остынет.

По

окончании

игры

руки

ребенка

следует

растирать

полотенцем в течение одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния,

переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры:

Для

ребенка

в

период

жизненных

изменений

важна

поддержка

взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но

сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая

игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением

комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную

игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете

погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у

него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его

друзей,

в

какие

игры

они

играли»

и

т.

д.

Побеседуйте

друг

с

другом,

поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои

переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит,

поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые

установили,

что

дети,

окруженные

любовью

и

заботой,

легче

переносят

стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола —

гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему,

мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими

эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в

том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя

люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие

тактильной

чувствительности,

визуализация

понятия

«Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства.

Когда

на

улице

становилось

тепло,

детвора

собиралась

в

песочнице.

Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой).

Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо

лошадей,

проскачут

зайчики,

потопают

слоники,

покапает

дождик.

Его

согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам

подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему

дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться:

руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые

изменения, превращения отвлекают от переживаний.

А

в

целом

играть

с

песком

просто

интересно.

Полезно

выполнять

движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих

полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего

за

речевое

развитие

левого

полушария,

и

интуитивного,

эмоционального

правого полушария.

Игра «Дом счастливого ребенка»

Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной

роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.

Оборудование: игровой материал.

Ход игры:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье —

это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые

и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте

попробуем

построить

«Дом

счастливого

ребенка».

У

нас

есть

полянка,

игрушки:

мебель,

животные,

куклы,

машинки,

конструктор.

Можно

использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы

сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек

так

устроен,

что

привязанности,

особенно

между

детьми

и

родителями,

«питаются» позитивными эмоциями.



В раздел образования