Автор: Кураш Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 52
Населённый пункт: гКАнск Красноярский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Пальчиковые игры детям младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковые игры для детей
ясельной группы детского сада.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс. И
чтобы детям было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так, как
игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду –
формирование
эмоционального
контакта,
доверия
детей
к
воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное
общение
возникает
на
основе
совместных
действий,
сопровождаемых
улыбкой,
ласковой
интонацией,
проявлением
заботы
к
каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый.
Игры
выбираются
с
учетом
возможностей
детей,
места
проведения.
«Язык»
игр
понятен
и
доступен
любому
ребенку.
Он
получает
возможность
выражать
свои
эмоции,
переживания,
общаться
со
сверстниками,
знакомиться
с
нормами
и
правилами
жизни,
получает
внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Игра «Полянка настроения»
Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного
эмоционального фона, развитие воображения.
Оборудование:
плетеные
салфетки,
цветные
ленточки,
цветная
проволока.
Ход игры:
Используя
плетеную
салфетку,
разноцветные
ленточки,
шнурочки,
бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно
ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашку, а
папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты
своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит
превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо
этого,
продевание
шнурка
сквозь
отверстие
в
салфетке
способствует
развитию
мелкой
моторики
малыша
—
его
пальчики
становятся
более
ловкими, пробуждается творческое воображение.
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция
речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение
простейшим
приемам
происходит
в
игре.
На
вашей
ладони
появляется
необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается,
что
он
похож
на
ежика.
Аккуратно
кладете
шарик
на
ладонь
ребенка,
прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца
ведущей
руки,
и
чуть
дольше
задерживаетесь
на
подушечке
каждого
пальчика.
Массирующие
движения
следует
выполнять
в
направлении
от
периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Самомассаж
кисти
развивает
мускулатуру
пальцев
рук,
рефлекторно
стимулирует
соответствующие
зоны
коры
головного
мозга,
помогает
нормализовать
состояние
нервной
системы,
оказывая
наряду
с
успокаивающим
еще
и
общеоздоровительный
эффект.
Как
слайды
проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в
коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь,
занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для
другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь,
воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние
организма.
Игра «Что нам подскажут пальчики»
Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение
сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.
Оборудование: природные
материалы
различной
фактуры:
каштан,
грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.
Ход игры:
Ребенок
осваивает
окружающий
мир
с
помощью
органов
чувств.
В
частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной
коробочке вы найдете природные материалы — шишку, каштан, камушек.
Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка — шершавая,
камень — гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой
предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не
обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через
органы
чувств),
то,
повзрослев,
человек
не
будет
обладать
достаточной
пластичностью
ума,
чтобы
уметь
легко
приспосабливаться
к
различным
обстоятельствам.
При
этом
развивается
чувствительность
рук,
активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана
с
развитием
речи.
Активизировать
речевое
развитие
можно,
используя
обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем
маятник,
пропеллер.
Важно
вовлекать
в
движение
большое
количество
пальцев, а сами движения проводить энергично.
Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний,
впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится
возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.
Игра «Легкое перышко»
Цель: развитие
диафрагмального
типа
дыхания,
стабилизация
психоэмоционального состояния.
Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.
Ход игры:
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции.
Природа
подарила
человеку
возможность
управлять
своими
эмоциями
с
помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера,
соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим
ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий
выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть
своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает
мышечное
напряжение;
выдох
успокаивает,
рассеивает
отрицательные
эмоции,
способствует
расслаблению
мышц.
Успокоительный
эффект
достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени
вдоха
и
брюшного
(диафрагмального)
типа
дыхания.
Далее
выполняем
следующие упражнения.
Упражнение «Дышим животиком»
Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его
сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается,
когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Работа
диафрагмы
должна
восприниматься
ребенком
и
зрительно,
и
тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как
она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем
выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению
тревоги,
возбуждения,
вспышек
отрицательных
эмоций,
повышает
тонус
блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы),
приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный
механизм,
заложенный
природой
в
нашей
нервной
системе:
замедление
ритма различных физиологических и психических процессов способствует
достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание
поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений,
полученных в течение дня.
Игра «Бабочки на весеннем лугу»
Цель: регуляция
процессов
возбуждения
и
торможения,
снижение
уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.
Ход игры:
А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту
игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью,
испытываемой
ребенком,
когда
он
обнаруживает
любимого
родителя,
вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта
любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и
замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент
испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время
провести
абсолютно
один,
да
еще
и
в
тайном,
укромном
месте).
Итак,
накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом —
он
спрятался!
Радость
движения
будет
ярче,
если
платки
превратятся
в
крылья бабочек:
Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил
(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).
Через
некоторое
время
нужно
попросить
ребенка
потянуться
и
почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.
Игра «Храбрые лягушата»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому
способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие
координации движений.
Оборудование: бумага в рулоне, корзина.
Ход игры:
Особое
значение
для
развития
малыша
имеют
подвижные
игры.
С
момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая,
лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим
телом,
его
движения
становятся
красивыми
и
уверенными.
А
в
момент
физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть»
негативную
энергию
приемлемым
способом.
Наверняка
малышам
понравится
игра-превращение
в
храбрых
лягушат.
У
нас
есть
обычные
рулоны бумаги. И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он
сидит.
(От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется
на пол.)
«Жили-были
в
тихом
пруду
с
красивыми
кувшинками
молодые
лягушата.
У
каждого
из
них
был
свой
любимый
листик,
на
котором
лягушонок
сидел,
грелся
на
солнышке
и,
конечно,
разговаривал.
А
как
лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела
большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она
решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и
стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата
ничего не боятся»
А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на
счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.
Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы
листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле
выплескиваются
эмоции.
В
человеческом
организме
самой
природой
заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения
(стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра
— это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с
ребенком.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
Цель: развитие
тактильного
восприятия,
возбуждение
интереса
к
исследовательской деятельности.
Оборудование: таз
с
теплой
водой,
фигурные
губки,
пластмассовые
бутылочки
с
отверстиями,
коробочки
от
киндер-сюрприза,
разноцветные
бусины, резиновая игрушка.
Ход игры:
Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и
успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы).
Успокаивающий
эффект
обеспечит
добавление
в
воду
специальных
ароматических
масел:
ромашкового,
лавандового,
мятного.
Но
предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки,
поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой
происходит
в
дневное
время,
можно
включить
в
нее
познавательный
компонент:
сравнивать
опускаемые
в
воду
предметы
по
фактуре
и
весу.
Можно
заполнить
миску
с
водой
пуговицами,
бусинками,
монетками,
небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: ш взять как можно больше
предметов в одну руку и пересыпать их в другую; т собрать одной рукой,
например, бусинки, а другой — камушки; ш приподнять как можно больше
предметов на ладонях.
После
выполнения
каждого
задания
ребенок
расслабляет
кисти
рук,
держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока
вода
не
остынет.
По
окончании
игры
руки
ребенка
следует
растирать
полотенцем в течение одной минуты.
Игра «Разговор с игрушкой»
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния,
переживаний, развитие навыков речевого общения.
Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.
Ход игры:
Для
ребенка
в
период
жизненных
изменений
важна
поддержка
взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но
сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая
игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением
комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную
игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете
погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у
него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его
друзей,
в
какие
игры
они
играли»
и
т.
д.
Побеседуйте
друг
с
другом,
поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои
переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит,
поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые
установили,
что
дети,
окруженные
любовью
и
заботой,
легче
переносят
стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола —
гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему,
мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими
эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в
том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя
люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Игра «Рисунки на песке»
Цель: развитие
тактильной
чувствительности,
визуализация
понятия
«Я».
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Ход игры:
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства.
Когда
на
улице
становилось
тепло,
детвора
собиралась
в
песочнице.
Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой).
Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо
лошадей,
проскачут
зайчики,
потопают
слоники,
покапает
дождик.
Его
согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам
подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему
дети любят играть в песке?
Песок помогает расслабиться:
руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;
песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;
из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые
изменения, превращения отвлекают от переживаний.
А
в
целом
играть
с
песком
просто
интересно.
Полезно
выполнять
движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих
полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего
за
речевое
развитие
левого
полушария,
и
интуитивного,
эмоционального
правого полушария.
Игра «Дом счастливого ребенка»
Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной
роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.
Оборудование: игровой материал.
Ход игры:
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье —
это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые
и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте
попробуем
построить
«Дом
счастливого
ребенка».
У
нас
есть
полянка,
игрушки:
мебель,
животные,
куклы,
машинки,
конструктор.
Можно
использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы
сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек
так
устроен,
что
привязанности,
особенно
между
детьми
и
родителями,
«питаются» позитивными эмоциями.