Автор: Лыткина Раиса Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР–д⁄с"Золотая рыбка"
Населённый пункт: Республика Хакасия г.Абакан
Наименование материала: Проект
Тема: "Волшебнве кристаллы"
Раздел: дошкольное образование
Детский проект «Сказочный мир кристаллов»
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: неделя.
Образовательное событие: подготовка и проведение детского мини- музея «Сказочный мир кристаллов».
Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе подготовки и проведении детского мини музея «Сказочный мир кристаллов».
Задачи педагога:
•
обеспечить условиями для развития навыков поисковой деятельности:
•
способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы поиска на поставленную проблему;
•
способности строить и мотивировать свои предположения;
•
умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.
•
создать условия для формирования экологических представлений посредством нахождения причинно-следственных связей в признаках и
явлениях объектов живой природы;
•
стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений;
•
способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать совместные действия;
•
способствовать развитию творческих способностей детей;
•
создать условия для осознания ребенком себя, как участника «общего дела»;
Цель ребенка: помощь в выращивании кристаллов, в создании организации мини- музея.
Проблемное поле с точки зрения ребенка: где и как растут кристаллы, как они появляются, что нужно для того что бы вырастить кристаллы?.
Задачи ребенка: необходимо объяснить всем детям и взрослым: что кристаллы можно вырастить в домашних условиях, разными способами,
узнать больше о разных видах кристаллов.
Организация детских видов деятельностей:
•
совместная деятельность детей со взрослыми;
•
совместная деятельность ребенка со сверстниками;
•
самостоятельная деятельность детей;
Примерный план реализации этапов детского проекта «Сказочный мир кристаллов»
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Деятельность
детей, родителей,
специалистов
детского сада
Организационно – подготовительный этап
Пятница
первая
половина дня
В конце недели (предположительно в пятницу) воспитатель организовывает
просмотр
фильма
«Морские
глубины.
Коралловые
рифы»,просмотр
мультфильма «Океан» (воображаемое событие фильма –«Мы аквалангисты»
становится началом создания «детской» мотивации к деятельности).
После просмотра воспитатель организовывает «групповой сбор», где дети
обсуждают содержание фильма.
Воспитатель задает наводящие вопросы:
- Что вы видели в морских глубинах? Дети делают свои умозаключения
-Что
вам
больше
всего
понравилось
в
подводных
глубинах?(красивые
разноцветные деревья).
- Вы хотели бы узнать подробнее об этих деревьях?
- Как вы думаете можно ли нам их вырастить самим такие разноцветные
деревья?
- Вы хотели бы стать исследователями морских глубин?
-Что для этого нужно сделать?
Дети рассуждают, делают свои заключения.
Воспитатель просит рассказать детей (модель трех вопросов):
- Что вы знаете о кристаллах?
-Соль и сахар это тоже кристаллы- Егор.
-Морская соль это тоже кристаллы –Кирилл.
-Я видел в пещере большие сосульки, они все время растут ,а как называются
забыл- Артем.
-А мы были на море м я видела там продавались морские кораллы они были
бело- розовые - Аня.
-А я знаю, что соль это тоже кристаллы и добытчики соли покрываются белой
корочкой на теле и у них появляются ранки- Вика.
- Сладкие петушки делают из сахара- Стас.
- А я видел когда вода сахарная испаряется получается какая то корка(Никита)
Дети смотрят фильм.
Собираются в большой круг,
садятся
на
«подушки
-
пуфики».
Обсуждают
содерж ание
фильма,
о б м е н и в а ю т с я
впечатлениями и выражают
с в о е
о т н о ш е н и е
к
подводному путешествию.
Рекомендовать
родителям
приобрести
разнообразные
н а б о р ы
п о
выращиванию
лучистых
кристаллов,
с о зд ат ь
м и н и -
библиотечку
энциклопедий,
ф и л ь м о в
д л я
п р о с м о т р а
в
группе
по
теме
проекта.
-
.
Воспитатель спрашивает:
- Что бы вы хотели узнать?
-
Где
можно
найти
ответы
на
интересующие
вопросы? (в
книгах
и
энциклопедиях
групповой
библиотеки,
дома,
в
интернете,
спросить
у
взрослых).
При обсуждении дети захотели узнать?
- Есть ли кристаллы в пещерах? (Лиза)
- Можно ли рисовать кристаллами?(Полина)
- Как растут кристаллы?(Аня)
- Что такое реакция?(Артем)
- А как получаются цветные кристаллы?(Никита)
- Что такое коралловые рифы и как они появляются?(Глеб)
- Что такое сталактиты и сталагмиты?(Лиза)
- Почему они растут на верху и на земле?(Марк)
- А бывают ли съедобные кристаллы?(Вика)
- Кристаллы соленые или сладкие?(Лиза)
- Из чего можно сделать кристаллы?(Кирилл)
Д е т и
р а з м ы ш л я ю т ,
в ы с к а з ы в а ю т
с в о и
предположения.
Предложить
родителям вместе
с
д е т ь м и
приготовить
устные
доклады-
р е ф е р а т ы
о
р а з н ы х
в и д а х
кораллах.
Предложить
родителям
принести
наборы
д л я
д е т с к и х
научных
исследований-
экспериментов
«Лучистые
кораллы».
вторая
половина дня
Коллективный
просмотр
презентации
«Путешествие
в
подземелье»
И.Горского.
(воспитатель создает мотивацию к созданию плана детской деятельности)
Воспитатель задает наводящий вопрос:
-Что нужно сделать, чтобы узнать? (ответы детей)
-Прочитать энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у родителей,
спросить у брата, у сестры.
-
Я
видела
что
продаются
наборы
цветные
кристаллы
и
мне
папа
их
купил(Лиза).
-
Надо
провести
опыты
с
солью
и
сахаром
и
тогда
увидим
как
растут
кристаллы(Артем).
- Давайте сделаем выставку разных кристаллов сфотографируем наши поделки
и позовем к нам гостей(Арина).
- Можем ли мы с вами создать в группе такие же сталагмиты и сталактиты?
Дети
узнают
что
т ако е
сталагмиты и сталактиты.
Р е б я т а
о б с у ж д а ю т ,
р а с п р е д е л я ю т
р о л и
и
обязанности,
д о г о в а р и в а ю т с я
о
взаимодействии.
- А давайте создадим мини-музей разных кристаллов и пригласим к нам в
гости наших друзей из разных групп.
- Как вы думаете с чего мы начнем научные эксперименты?
Содержательно – поисковый этап
Понедельни
к
первая
половина дня
•
Воспитатель предлагает провести утреннюю зарядку
•
«Путешествие к горным гномам».
•
Воспитатель организовывает «утренний сбор» детей.
•
Проведение
записи
детского
репортажа
на
тему:
«Волшебные
кристаллы»(возможность
активизировать
речевую
активность,
развивать связную речь).
•
Подготовка
спецодежды
для
дальнейших
исследований
и
экспериментов.
Дети
делятся
информацией
(показывают
к а р т и н к и ,
к н и г и ,
р и с у н к и ,
п р е з е н т а ц и и ,
п о д е л к и
с д е л а н н ы е
д о м а
с
родителями)
о
том,
что
у з н а л и
и н т е р е с н о го
о
кристаллах от родителей.
Предложить
родителям
с о в м е с т н о
с
ребенком
создать
познавательный
доклад-реферат
« В
м и р е
кристаллов» .
вторая
половина дня
•
Изготовление
панно
для
декорации
мини-музея
-
самостоятельное
прорисовывание водорослей, камней, морских животных, кораллов на
принесенных
тканевых
заготовках
(возможность
формировать
математические навыки при счете и сравнении количества, величины
рыбок, рифов, кораллов, крабиков и др).
Чтение Рыжовой: «Пещерные колонны».
Воспитатель
предлагает
схемы
последовательного
изготовления
панно
н а
холсте красками.
Вторник
первая
половина дня
•
Исследовательская деятельность «Сталагмиты и сталактиты.
(изготовления поделок из соленого тесто при помощи чеснокодавки)
•
Разучивание стихов о подводном мире.
О с у щ е с т в л я ю т
п о и с к
информации
в
библиотеке
группы.
Предложить
изготовить
э л е м е н т ы
д л я
музея
вторая
половина дня
•
Изготовление
пригласительных
билетов
на
открытие
мини-музея:
«Сказочный мир кристаллов» для детей детского сада (возможность
использовать разнообразные техники изобразительной деятельности).
•
Разучивание роли гида по музею .
Тр а ф а р е т ы
п о д в о д н ы х
животных,
и
пр.)
для
самостоятельного
раскрашивания.
Среда
первая
половина дня
•
Исследовательская деятельность «Сокровища хозяйки Медной горы»
(возможность формировать представления о зрительном восприятии).
(выращивания зеленого подземного кристалла и разных лучистых
кристаллов).
Фотосессия : «Научная лаборатория исследователей»
Специальный
набор
для
э к с п е р и м е н т а
п о
выращиванию кристалла.
Детские
фотоснимки
за
работой.
Предложить
принести
набор
по
выращиванию
кристалла.
вторая
половина дня
•
Чтение по Т.Захаровой «Пещеры».
•
Изготовление
сувениров
«Крабики»
(возможность
использовать
.
разнообразные техники ручного труда: тестопластику, оригами и пр.).
Четверг
первая
половина дня
•
Рисование «Коралловые рифы».
(техника рисования картоном по бумаге) .
Слушание записи из фильма «Человек Амфибия»
•
Коллекция
музыкальных
записей
о
подводном
мире
д л я
с а м о с т о я т е л ь н о г о
прослушивания.
Организовать
поддержку
творческой
инициативы
детей. Пригласить
р о д и т е л е й
н а
открытия
мини-
музея.
вторая
половина дня
•
Кулинарный час: приготовление и изготовление кристальных цветных
палочек из сахара для друзей.
•
Прослушивание песенки «
Палочки
для
суши,
сахар,
п и щ е в ы е
к р а с и т е л и ,
в ы с о к и е
п р о з р а ч н ы е
емкости.
Результативный этап
Пятница
первая
половина дня
Проведение
открытия
мини-музея
для
родителей
и
детей
старших
групп «Сказочный мир кристаллов».
Семейная презентация красочно оформленных познавательных рефератов
«Сказочный мир кристаллов».
Дети участвуют в открытии
м и н и - м у з е я ,
д е л я т с я
впечатлениями,
самостоятельно
проводят
экскурсии,
объясняют
и
рассказывают о проделанной
работе.
Д е т и ,
п р и г о т о в и в ш и е
рефераты выступают в роли
«Докладчиков».
Организовать
участие
родителей во всех
мероприятиях.