Напоминание

"Использование разнообразных художественных методов работы с воспитанниками на занятиях по изобразительной деятельности практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Крисько Валерия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Использование разнообразных художественных методов работы с воспитанниками на занятиях по изобразительной деятельности практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование разнообразных художественных методов работы с воспитанниками

на занятиях по изобразительной деятельности практике работы воспитателя ДОУ

Крисько Валерия Витальевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет

естественный

характер

и

играет

важную

роль

в

развитии

художественно-творческих

способностей детей. В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Художественно -

эстетическое развитие (ХЭ)» предусматривает:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5.

Реализация

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно - модельной, музыкальной и др.)

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование,

лепка, аппликация и конструирование. ( рисунок 1)

Рисунок 1 «Изобразительная деятельность в ДОУ»

1

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности в

отображении

впечатлений

ребенка

об

окружающем

мире.

Поэтому

общие

задачи,

стоящие

перед

изобразительной

деятельностью,

конкретизируются

в

зависимости

от

особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Дети

часто

самостоятельно

интегрируют

виды

изобразительной

деятельности.

Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой,

глиной,

природными

материалами),

инструментами

(карандашами,

фломастерами,

кисточками,

стеками)

и

в

процессе

освоения

способов

создания

образа

и

средств

художественной выразительности.

Программа по художественно творческой

деятельности в каждой возрастной

группе

строится

на

основе

общих

задач

воспитания

и

дидактических

принципов,

составляющих основу системы обучения. При планировании этих занятий воспитатель

должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими

занятиями.

Все

виды

художественно-творческой

деятельности

должны

быть

равномерно

спланированы,

учтена

также

предварительная

работа

по

проведению

наблюдений,

2

чтению

книг,

рассматриванию

картин

и

т.д.,

которую необходимо

организовать

заблаговременно, накануне занятий.

Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии

воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в

искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с

образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность.

В современной педагогической науке особая роль

принадлежит методике

художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания

поисковых «проблемных» ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также

от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах

как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип

повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами, соблюдается и

между программами по разным, видам творческой деятельности.

Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в

лепке, передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в

лепке, и в аппликации.

Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо

прием

и

в

каких

видах

изобразительной

деятельности

затем

закрепить

его. Такое

многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует

выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.

Воспитатель должен помнить и хорошо знать возрастные особенности детей,

создавая условия

среды

в

группе,

учитывать

возможности

детей,

их

развития.

Это означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися

взглядами и пониманием.

Поэтому методическая система занятий построена на следующих принципах:

учитывать индивидуальные особенности и адаптационные возможности детей;

уделять особое внимание ребенку, пришедшему в детский сад впервые;

3

удовлетворять

потребность

детей

в

постоянной

поддержке

взрослых,

их

доброжелательности;

вести совместную деятельность взрослых и детей;

поддерживать интерес детей ко всему, что они делают; вызывать их эмоциональную

включенность;

неоднократно повторять одни и те же смыслы, в разных контекстах;

уважать выбор ребенка (игрушки, цвета, краски, желание выполнять или не выполнять

предлагаемое действие);

постоянно обыгрывать различные ситуации и сюрпризные моменты с использованием

игрушечно-кукольного материала, так как это адаптирует учебную задачу к интересам и

возможностям ребенка;

постоянно сопровождать речью все действия ребенка на занятиях и вне их.

Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит

неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

Организация

и

оборудование

занятий

также

должны

способствовать

эстетическому

воспитанию

детей,

наглядные

пособия

должны

быть

выполнены

на

высоком

художественном уровне.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на

занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при

помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является

основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и

приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно

почувствовать себя значимыми;

музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и

показывать приемы изображения.

Выделяют три основные формы совместной деятельности детей:

4

Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в

начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем

этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в

зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем

лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.Это с одной

стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой –

требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы

организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную

творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной

работы.

Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда

результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов

предыдущего и последующего участников.

«Совместно

взаимодействующая»

-

работа

выполняется

всеми

участниками

одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

В своей профессиональной деятельности использую разнообразные художественные методы

, выбор

которых

зависит от цели и задач, специфики вида художественно-творческой

деятельности, возраста, уровня овладения детьми конкретной деятельности

( таблица1)

Метод наблюдений

Лежит в основе всей системы обучения ИЗО искусству.

(От того, насколько у детей будет развито умение

наблюдать окружающее, устанавливать связи между

явлениями

действительности,

выделять

общее

и

индивидуальное,

зависит

успех

развития

их

творческих способностей).

Метод обучения

Характеризуется

единым

подходом

к

решению

поставленной

задачи,

определяет

характер

всей

деятельности и ребенка.

(

Обучение при постоянном использовании готовых

5

схематических образцов сводится в конечном счете к

узкой

задаче

-

выработке

умения

создавать

несложные формы. Тренировка руки в создании такой

формы изолируется от работы сознания)

Наглядные методы и

приемы обучения

использование натуры,

репродукции

картин,

образца

и

других

наглядных пособий;

рассматривание отдельных предметов;

показ воспитателем приемов изображения;

показ

детских

работ

в

конце

занятия,

при

их

оценке.

Словесные методы и

приемы обучения

беседа,

указания

воспитателя

в

начале

и

в

процессе занятия,

использование

словесного

художественного

образа

Таблица

1

«Художественные

методы в

художественно-творческой

деятельности

дошкольников»

Кроме

того

использую методы, способствующие формированию у детей эстетических

чувств,

отношений,

суждений,

оценок,

практических

действий.

Эти

методы

помогают

пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам

красоты. ( таблица 2)

метод убеждения

Направлен

на

развитие

эстетического

восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса

использовать

его

можно

только

тогда,

ко гд а

воспринимаемое явление прекрасно

метод приучения

Упражнения в практических действиях

предназначенных для преобразования окружающей среды

метод проблемных

ситуаций

Побуждает к творческим и практическим действиям

метод побуждения

С п о с о б с т ву е т

э м о ц и о н а л ь н о - п о л о ж и т е л ь н о й

6

отзывчивости

на

прекрасное

и

отрицательному

отношению к безобразному в окружающем мире

таблица 2 «Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств»

Активизирующее общение педагога с детьми способствует развитию интереса к занятию.

При оценке педагогической деятельности важно ориентироваться не столько на освоение

содержания,

сколько

на

решение

задач

развития,

которое

является

результатом

всей

педагогической работы.

Изобразительная деятельность -художественно- творческая, направленная не только на

отражение

впечатлений,

полученных

в

жизни,

но

и

на

выражение

своего

отношения

к

изображаемому.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они

увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети

отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и,

наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение

высказывать эстетические суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям.

Часто у детей эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение

отношения

к

изображаемому

это

проявление

не

только

эстетической

оценки,

но

и

общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для

нравственного воспитания детей.

Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок

создает узнаваемые изображения. Он рисует, лепит не только для себя, но и для того, чтобы

его рисунок о чем-то рассказал, чтобы изображенное им узнали, порадовались созданному

ребенком. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется

и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни,

выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей

приобретает и тогда, когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, изображения в

подарок малышам для игр, папам и мамам к праздникам). В этом случае дети испытывают

7

особое чувство ответственности, стремление выполнить рисунок, лепку, аппликацию как

можно лучше. Это способствует формированию у. них чувства коллективизма, внимания и

заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный

характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что

дети

занимаются

все

вместе,

создавая

каждый

свое

изображение,

затем

сообща

рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. В то же время на

занятиях

в

детском

саду

и

в

школе

дети

часто

вместе

или

объединяясь

небольшими

группками создают коллективные композиции в рисовании, лепке или аппликации.

Но не забывайте, что наша цель - не вырастить художника, что творчество для малыша -

не результат, а процесс! И искренняя похвала - лучшая почва для самовыражения, без

которого малышу будет тяжело вырасти счастливой и успешной личностью!

Литература

1.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский

психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.

2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с.

3. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/

А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г (стр.24-25, 26-29)

4. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие

дошкольников. М., 1983

5. Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих

способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. – с.65-67

6. Поддьяков И. И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников// Вопросы

психологии. 1990, № 1.

8

7. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект):

Монография. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Приложение 1

«Цветные секреты»

рисование ( младший дошкольный возраст)

Задачи. Познакомить детей с цветом карандашей, правилами ри-

сования ими на бумаге. Развивать сюжетно-игровой замысел.

10

Материалы. Белые листы бумаги альбомного формата, цветные карандаши. Колпачки от

шариковых ручек с надетыми на них бумажными фигурками цыпленка, зайчика, попугая,

синички, медвежонка, котенка (колпачков должно быть больше, чтобы дети могли менять

фигурки). Подставки для карандашей с отверстиями для них.

Предварительная

работа. Рассматривание

иллюстраций

с

изображением

названных

персонажей, пение песенок, чтение стихов про них, игры с игрушками (персонажами).

Содержание

занятия. Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение Т.

Казаковой, привлекая внимание детей к коробочке с цветными карандашами:

В коробочке этой,-

Цветные секреты,

Каждый секрет имеет свой цвет,

Чтоб секреты отгадать, Цвета надо называть.

Отгадали,

малыши,

какие

секреты

в

коробочке

этой?

трясет

коробочку,

прислушивается к звуку.

Там цветные карандаши! — отвечают дети.

Угадали, малыши, но карандаши в ней не простые, они станут как живые.

В

коробочке

карандаши

шести

цветов.

Воспитатель

постепенно

достает

каждый

карандаш, спрашивает, какого он цвета, помогает в случае затруднения, затем надевает на

него колпачок с фигуркой и вставляет карандаш в отверстие на подставку.

Появление

каждого

цветного

карандаша

с

фигуркой

знакомого

детям

персонажа

сопровождается чтением стихов Т. Казаковой.

Желтый карандаш:

Два комочка, желтый пух,

Цыпленка знают все вокруг.

Красный карандаш:

Быстрый зайка прыгнул ловко,

Нашел красную морковку.

Зеленый карандаш:

11

Вот зеленый попугай,

Его имя угадай.

Коричневый карандаш:

Это коричневый мишка,

Очень смешной шалунишка.

Черный карандаш:

Черный, маленький котенок,

Замяукал он спросонок: «Мяу»

и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на превращение карандашей в образы знакомых

им персонажей:

Ребята, как интересно теперь вам рисовать цветными карандашами! — предлагает

каждому выбрать фигурку какого-либо персонажа (они лежат в отдельной коробке). На

столы ставит подставки с карандашами, чтобы дети могли видеть их цвета.

Ребенок выбирает цветной карандаш, надевает на него колпачок с фигуркой, может с ней

поиграть, «поговорить», используя звукоподражания («живой образ»), а затем рисовать на

бумаге.

Воспитатель

поощряет

эти

действия.

В

процессе

рисования

обращает

внимание

на

правильное

пользование

карандашом:

держать

в

правой

(или

левой)

руке,

между

большим и указательным пальцами, стараться не прорывать лист бумаги.

Воспитатель своими словами подводит ребенка к тому, чтобы у него возник замысел

рисунка:

«котенок

играет

с

клубком»

-

ребенок

совершает

вращательные

движения

карандашом; «зайчик прыгает под елочкой» - рисует штрихи, точки; «цыпленок нашел

червячка или жучка» — рисует кружочки; «попугай сидит на ветке и что-то говорит»

проводит на листе бумаги линии; «мишка по лесу идет»

рисует следы; «птичка-синичка зернышки клюет» — ставит карандашом точки и т. д.

В конце занятия воспитатель раскладывает рисунки на сдвоенных столах, чтобы дети

12

вместе с воспитателем могли обсудить, что они нарисовали. В вечернее время колпачки с

фигурками дети могут использовать в своих играх, в рисовании, лепке, конструировании.

Приложение 2

13

«Дож

дик и зонтик»

лепка ( младший дошкольный возраст)

Задачи. Развивать

наблюдательность,

интерес

к

происходящим

в

природе

изменениям.

Учить

детей

лепить

формы

способом

расплющивания

комочка

в

ладонях, соединять части предмета. Развивать сюжетно-

игровой замысел, координировать движения рук.

М а т е р и а л ы . Пластилин,

клееночки,

стеки,

слепленные детьми фигурки неваляшек. Зонты большие

для

взрослых

и

маленькие

детские.

Вылепленный

воспитателем зонтик, осенние листья.

Предварительная

работа. Наблюдения на прогулке за изменениями в природе (когда

дождь, люди идут с зонтами разных размеров и цветов), иллюстраций, картинок, игры с

куклами. Чтение стихов, потешек, песенок про дождик.

Содержание

занятия. Воспитатель приносит два больших зонта и маленькие детские

зонтики. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает зонтик и спрашивает, что это и

зачем нужны людям зонты? После ответов говорит: «Осенью становится холодно, часто идет

дождик, и всем взрослым и детям нужны зонты, чтобы спрятаться от дождя. Затем читает

стихотворение Т. Казаковой

В дождик можно погулять,

Только надо зонтик взять,

У папы черный зонт большой (раскрывает зонт)

У мамы поменьше зонт, цветной, (раскрывает цветной зонтик)

А у ребяток зонтики,

Маленькие, разные,

Желтые, зеленые, голубые, красные (раскрывает 2—3 детских зонтика)

14

Если дождь польет ручьем, (раскрывает большой зонт)

(спрячемся мы под зонтом, (поднимает над головой большой зонт)

И небе солнышко опять,

(зонтик можно закрывать, (закрывает зонт, дети садятся на стульчики)

После

чтения

стихов

воспитатель

предлагает

детям

слепить

зонтики

для

кукол-

неваляшек, чтобы они могли закрыться от дождя (показывает вылепленную заранее фигурку с

зонтиком). Объясняет, как это сделать: надо выбрать цвет пластилина, раскатать комочек, а за -

тем сплющить его в ладонях, приподнять края, получится похожая на тарелочку форма, затем

взять еще кусочек пластилина и скатать столбик (ручку) и прилепить её в середине этой

формы. Чтобы зонтик можно было держать, надо загнуть конец столбика. После показа

приемов воспитатель предлагает каждому ребенку взять свою куколку-неваляшку и слепить

для неё зонтик.

В процессе занятия дети выполняют все действия, стараясь слепить разные по размеру и

цвету зонтики. Воспитатель поощряет тех, кто самостоятельно лепит, помогает тем, кто

затрудняется. Слепив зонтики, дети «дают их в руки неваляшкам» (прилепляют так, чтобы

зонтики были над головой куколки). Стекой могут по своему желанию нанести полоски на

поверхность зонтика, налепить цветочки.

После занятия все фигурки кукол с зонтиками дети ставят на отдельный стол. Процесс

рассматривания

фигурок

вызывает

большой

интерес,

поэтому

воспитатель

дает

детям

возможность увидеть общую композицию и затем найти свою фигурку куколки. Воспитатель:

«Ребята, все куколки-неваляшки вышли на прогулку под зонтиками, они не боятся дождя».

Они замечают, что у одних зонтики большие, у других — маленькие, они разных цветов.

Воспитатель: «Ребята, все куколки-неваляшки вышли на прогулку под зонтиками, они не

боятся дождя».

После занятия воспитатель проводит игру. Предлагает детям «погулять, собрать листья»

(их дети разбрасывают на полу). Затем вновь читает стихи, и на слова: «Когда дождь польет

ручьем...» раскрывает большой зонт. Дети бегут, прячутся под ним. Затем на слова: «Светит

солнышко опять...» воспитатель закрывает зонт, и дети вновь «идут гулять, листья собирать».

15

Игра повторяется два-три раза. Воспитатель может также предоставить детям возможность

самостоятельно в процессе игры открывать и закрывать свои зонтики,чтобы «прятаться от

дождя».

В вечернее время дети продолжают играть с фигурками кукол- неваляшек: «ведут их на

прогулку», «закрывают зонтиками от дождя». Они также используют фигурки медвежонка,

котенка и другие игрушки, лепят для них зонтики. Воспитатель способствует развитию

сюжетно-игрового замысла, спрашивает: «Куда пошли куколки, кого они встретили, кто

пришел к ним в гости?» Вновь пришедшие дети тоже могут принять участие в игре с

различными персонажами.

16



В раздел образования