Автор: Савелова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №6
Населённый пункт: Санкт–Петербург, город Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: "Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха."
Раздел: дошкольное образование
Изучение
языка
и
овладения
речью
детьми
с
нарушениями
слуха
.
«
Язык
всем
знаниям
и
всей
природе
ключ
»
Г
.
Р
.
Державин
Дети
дошкольного
возраста
проявляют
огромный
интерес
к
окружающему
.
Нет
ни
одного
объекта
или
явления
,
к
которому
они
остались
бы
равнодушными
.
Знакомить
детей
с
окружающим
начинают
посредством
несложных
по
организации
,
недлительных
по
времени
,
но
частых
и
осуществляемых
в
быту
и
на
прогулках
наблюдений
за
общественно
-
полезной
деятельностью
взрослых
.
Впечатления
,
полученные
детьми
,
создают
основу
для
формирования
обобщённых
представлений
в
процессе
занятий
(
бесед
,
экскурсий
и
т
.
д
.).
Важным
фактором
воспитания
является
привлечение
ребёнка
к
участию
в
делах
взрослых
,
в
общественно
значимых
событиях
(
посильная
помощь
окружающим
в
их
повседневном
труде
,
в
подготовке
к
праздникам
;
выполнение
разного
рода
поручений
,
которые
даются
в
привлекательной
для
ребёнка
форме
и
прочее
).
Самой
сложной
проблемой
сурдопедагогической
теории
и
практики
справедливо
считается
изучение
языка
и
овладения
речью
детьми
с
нарушениями
слуха
в
том
,
что
оно
затруднено
нарушением
функционирования
важного
сенсорного
канала
.
Достаточно
долго
длится
процесс
усвоения
детьми
правильного
произношения
звуков
родного
языка
.
В
течение
первого
второго
года
жизни
в
арсенале
ребенка
появляется
их
значительное
количество
.
Ребенок
с
нормальным
слухом
овладевает
в
полном
объеме
звуковым
комплексом
фонетической
системы
,
как
правило
,
до
пяти
лет
.
Актуальной
задачей
реабилитационной
педагогики
является
разработка
эффективных
методов
педагогической
терапии
и
коррекции
,
компенсации
,
игротерапии
,
направленных
на
восстановление
физического
,
психического
,
нравственного
и
духовного
здоровья
.
Стержневой
идеей
является
сохранение
личности
,
воспитания
в
сложных
,
а
иногда
и
драматических
обстоятельствах
жизни
.
Это
побуждает
педагогов
к
преодолению
установленных
стереотипов
,
устаревших
ценностей
подходов
,
поиска
новых
идей
,
создание
интеллектуальной
основы
жизнетворчества
,
в
которой
утверждается
проективная
личностно
ориентированная
педагогика
.
Все
это
направлено
на
развитие
слухового
восприятия
,
формирования
произношения
и
воспитания
чувств
у
детей
с
недостатками
слуха
.
Уровень
языковой
компетенции
ребенка
является
важнейшим
среди
интеграционных
показателей
ее
развития
.
В
процессе
обучения
и
воспитания
детей
большую
роль
играет
язык
,
поскольку
он
является
не
только
орудием
мышления
и
средством
общения
,
что
очень
важно
,
а
и
средством
передачи
накопленных
человеческих
знаний
,
поэтому
в
процессе
познания
ребенком
мира
,
трудно
переоценить
роль
владения
речью
.
Задачи
работы
по
развитию
слухового
восприятия
у
дошкольников
с
нарушениями
слуха
Изучая
и
усваивая
родной
язык
,
дети
могут
полноценно
общаться
,
воспринимать
и
познавать
мир
объективных
реалий
,
привлекаться
к
сокровищнице
национальной
и
мировой
культуры
.
Вместе
с
тем
речь
способствует
развитию
их
интеллектуальных
способностей
,
а
это
,
в
свою
очередь
,
дает
возможность
полнее
реализовать
себя
как
личность
.
Дети
с
недостатками
слуха
лишены
возможности
,
самостоятельно
,
без
специально
организованной
работы
воспринимать
окружающие
звуки
,
и
таким
образом
,
овладеть
устной
речью
как
полноценным
средством
общения
.
Вопросы
формирования
устной
речи
и
коррекция
произношения
у
глухих
и
слабослышащих
детей
не
утрачивает
актуальности
и
сегодня
.
Сурдопедагогам
хорошо
известно
,
что
уже
в
самом
начале
коррекционной
работы
у
детей
с
недостатками
слуха
формируется
неправильное
произношение
многих
звуков
,
слогов
,
слов
.
Примером
этого
являются
:
спутывания
звуков
по
способу
и
месту
создания
,
оглушения
звонких
согласных
,
твердое
произношение
мягкой
гнусавой
речи
,
а
также
недостатки
голоса
,
темпа
,
ритма
и
т
.
д
.
Все
это
затрудняет
устное
общение
с
окружающими
.
Отсюда
и
поиск
новых
подходов
для
совершенствования
методики
обучения
языку
и
речи
,
ведь
практическое
решения
определенных
вопросов
является
одним
из
путей
социализации
глухого
ребенка
,
его
интеграции
в
общество
.
Полноценное
включение
детей
с
недостатками
слуха
в
общественно
полезную
деятельность
,
в
общество
окружающих
их
слышащих
людей
в
значительной
степени
зависит
от
владения
ими
,
в
частности
,
устной
речью
.
Контакт
с
слышащими
предполагает
умение
детей
с
недостатками
слуха
понимать
обращенную
к
ним
речь
собеседника
путем
чтения
с
губ
для
слухо
-
зрительного
восприятия
и
умение
внятно
,
понятно
для
окружающих
.
Основными
задачами
работы
по
развитию
слухового
восприятия
у
детей
с
недостатками
слуха
являются
:
максимальное
развитие
их
остатков
слуха
,
создание
на
базе
развитого
слуха
качественно
новой
слухо
зрительной
основы
для
восприятия
ими
устной
речи
,
а
также
использование
слухового
восприятия
для
приближения
произношения
глухого
к
естественному
звучанию
живой
выразительной
речи
нормально
слышащих
людей
.
Несовершенная
в
фонетическом
отношении
речь
учащихся
,
требующая
многократных
исправлений
,
медленный
ее
темп
не
могут
не
влиять
на
ход
урока
,
на
объем
предлагаемого
на
уроке
материала
.
Поэтому
забота
о
качестве
произношения
у
детей
с
недостатками
слуха
является
задачей
всего
педагогического
коллектива
.
Одной
из
задач
работы
по
развитию
слухового
восприятия
является
обогащение
воображения
у
детей
с
недостатками
слуха
о
мире
неречевых
звуков
,
помощь
им
в
ориентации
в
окружающей
мире
звуков
.
Развитие
слухового
восприятия
речи
на
слух
учительница
проводит
путем
развития
и
реализации
неиспользованных
резервов
тонального
и
речевого
слуха
детей
с
недостатками
слуха
.
Специальные
тренировочные
упражнения
способствуют
накоплению
слуховых
образов
слов
,
словосочетаний
,
фраз
и
,
конечно
,
укреплению
слухо
-
эстетических
связей
,
в
результате
чего
даже
неполное
восприятие
звуковой
структуры
речевой
единицы
является
достаточным
,
чтобы
принять
всю
речевую
единицу
(
например
,
слово
).
В
процессе
развития
речевого
слуха
у
детей
с
нарушениями
слуха
,
в
ходе
тренировочных
упражнений
оказывается
набор
известных
образов
(
фонем
или
вариантов
),
которые
способствуют
восприятию
информации
учащимися
недостатками
слуха
.
В
условиях
создания
слухо
-
речевой
среды
большое
значение
приобретает
отбор
разговорного
материала
для
слуховых
тренировок
.
Обучение
восприятию
речи
на
слух
ведется
в
русле
обучения
детей
с
глухих
языке
в
его
коммуникативной
функции
.
Поэтому
в
систему
слуховых
тренировок
включается
такой
речевой
материал
и
такие
виды
работы
,
какие
соответствуют
этому
принципу
.
Заключение
Мировая
педагогическая
гуманистическая
мысль
ставит
в
центре
внимания
педагогов
личность
ребёнка
с
его
способностью
к
развитию
и
саморазвитию
.
Чтобы
ребенок
вырос
полноценным
гражданином
с
первых
дней
жизни
необходимо
учить
его
говорить
.
Исходя
из
проведенной
работы
есть
основания
утверждать
,
что
учитель
индивидуальной
работы
,
используя
интерактивное
обучения
детей
с
особыми
потребностями
,
решает
проблему
развития
слухового
восприятия
и
формирования
произношения
у
детей
с
нарушениями
слуха
,
используя
современные
технологии
на
индивидуальных
занятиях
.
Важным
звеном
такого
обучения
и
создания
соответствующих
условий
при
которых
для
достижения
цели
,
ребенок
свою
деятельность
направляет
на
поиск
.
Это
поиск
новых
знаний
.
В
каждом
отдельном
случае
учитель
выбирает
тот
способ
общения
с
ребенком
,
который
обеспечит
взаимопонимание
и
возможность
управлять
действиями
ребенка
.
Использует
графические
изображения
профилей
произношения
,
которые
помогают
детям
более
точно
и
осознанно
воспроизводить
основные
дифференциальные
признаки
каждой
фонемы
.
Ребёнок
смотрит
на
графическое
изображение
профиля
произношения
звука
,
слушает
как
правильно
произносить
этот
звук
и
старается
сам
произнести
этот
звук
правильно
,
составить
и
прочитать
слова
по
профилям
произношения
звуков
.
Эти
упражнения
позволяют
научить
учащихся
правильного
произношения
звуков
,
корректировать
силу
голоса
и
вообще
произношение
.
Литература
Развитие
слухового
восприятия
слабослышащих
детей
.
Пос
.
для
учителя
. 1
часть
.
Под
ред
.
Королевская
Т
.
К
.,
Пфафендрат
А
.
Н
.
М
. «
Владос
», 2004
Богрова
И
.
Г
.
Система
работы
по
развитию
восприятия
речи
на
слух
в
школе
для
слабослышащих
детей
.
Дефектология
, 1984,
№
1
с
.21-23.
Богрова
И
.
Г
.
К
вопросу
об
обучении
слабослышащих
школьников
восприятию
речи
на
слух
.
Дефектология
, 1981,
№
4-5
Киреева
Г
.
А
.
Белущенко
В
.
А
.
Система
работи
по
развитию
слухового
восприятия
слабослышащих
детей
.
Дефектология
, 1989,
№
3
с
. 40-44.
Леонгард
Э
.
И
.
Значение
контроля
над
произношением
глухих
дошкольников
//
Вопросы
обучения
и
воспитания
глухих
дошкольников
.
М
., 1963,
с
.63.
Нейман
Л
.
В
.,
Правдина
О
.
В
.
Нарушения
слуха
и
его
влияние
на
формирование
речи
//
Расстройства
речи
у
детей
и
подростков
/
под
ред
.
Ляпидевского
С
.
С
.
М
.,
1969.
Рау
Ф
.
Ф
.
Формирование
устной
речи
у
глухих
детей
.
М
.:
Педагогика
, 198,
с
.243.