Напоминание

"Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха."


Автор: Савелова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №6
Населённый пункт: Санкт–Петербург, город Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: "Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение

языка

и

овладения

речью

детьми

с

нарушениями

слуха

.

«

Язык

всем

знаниям

и

всей

природе

ключ

»

Г

.

Р

.

Державин

Дети

дошкольного

возраста

проявляют

огромный

интерес

к

окружающему

.

Нет

ни

одного

объекта

или

явления

,

к

которому

они

остались

бы

равнодушными

.

Знакомить

детей

с

окружающим

начинают

посредством

несложных

по

организации

,

недлительных

по

времени

,

но

частых

и

осуществляемых

в

быту

и

на

прогулках

наблюдений

за

общественно

-

полезной

деятельностью

взрослых

.

Впечатления

,

полученные

детьми

,

создают

основу

для

формирования

обобщённых

представлений

в

процессе

занятий

(

бесед

,

экскурсий

и

т

.

д

.).

Важным

фактором

воспитания

является

привлечение

ребёнка

к

участию

в

делах

взрослых

,

в

общественно

значимых

событиях

(

посильная

помощь

окружающим

в

их

повседневном

труде

,

в

подготовке

к

праздникам

;

выполнение

разного

рода

поручений

,

которые

даются

в

привлекательной

для

ребёнка

форме

и

прочее

).

Самой

сложной

проблемой

сурдопедагогической

теории

и

практики

справедливо

считается

изучение

языка

и

овладения

речью

детьми

с

нарушениями

слуха

в

том

,

что

оно

затруднено

нарушением

функционирования

важного

сенсорного

канала

.

Достаточно

долго

длится

процесс

усвоения

детьми

правильного

произношения

звуков

родного

языка

.

В

течение

первого

второго

года

жизни

в

арсенале

ребенка

появляется

их

значительное

количество

.

Ребенок

с

нормальным

слухом

овладевает

в

полном

объеме

звуковым

комплексом

фонетической

системы

,

как

правило

,

до

пяти

лет

.

Актуальной

задачей

реабилитационной

педагогики

является

разработка

эффективных

методов

педагогической

терапии

и

коррекции

,

компенсации

,

игротерапии

,

направленных

на

восстановление

физического

,

психического

,

нравственного

и

духовного

здоровья

.

Стержневой

идеей

является

сохранение

личности

,

воспитания

в

сложных

,

а

иногда

и

драматических

обстоятельствах

жизни

.

Это

побуждает

педагогов

к

преодолению

установленных

стереотипов

,

устаревших

ценностей

подходов

,

поиска

новых

идей

,

создание

интеллектуальной

основы

жизнетворчества

,

в

которой

утверждается

проективная

личностно

ориентированная

педагогика

.

Все

это

направлено

на

развитие

слухового

восприятия

,

формирования

произношения

и

воспитания

чувств

у

детей

с

недостатками

слуха

.

Уровень

языковой

компетенции

ребенка

является

важнейшим

среди

интеграционных

показателей

ее

развития

.

В

процессе

обучения

и

воспитания

детей

большую

роль

играет

язык

,

поскольку

он

является

не

только

орудием

мышления

и

средством

общения

,

что

очень

важно

,

а

и

средством

передачи

накопленных

человеческих

знаний

,

поэтому

в

процессе

познания

ребенком

мира

,

трудно

переоценить

роль

владения

речью

.

Задачи

работы

по

развитию

слухового

восприятия

у

дошкольников

с

нарушениями

слуха

Изучая

и

усваивая

родной

язык

,

дети

могут

полноценно

общаться

,

воспринимать

и

познавать

мир

объективных

реалий

,

привлекаться

к

сокровищнице

национальной

и

мировой

культуры

.

Вместе

с

тем

речь

способствует

развитию

их

интеллектуальных

способностей

,

а

это

,

в

свою

очередь

,

дает

возможность

полнее

реализовать

себя

как

личность

.

Дети

с

недостатками

слуха

лишены

возможности

,

самостоятельно

,

без

специально

организованной

работы

воспринимать

окружающие

звуки

,

и

таким

образом

,

овладеть

устной

речью

как

полноценным

средством

общения

.

Вопросы

формирования

устной

речи

и

коррекция

произношения

у

глухих

и

слабослышащих

детей

не

утрачивает

актуальности

и

сегодня

.

Сурдопедагогам

хорошо

известно

,

что

уже

в

самом

начале

коррекционной

работы

у

детей

с

недостатками

слуха

формируется

неправильное

произношение

многих

звуков

,

слогов

,

слов

.

Примером

этого

являются

:

спутывания

звуков

по

способу

и

месту

создания

,

оглушения

звонких

согласных

,

твердое

произношение

мягкой

гнусавой

речи

,

а

также

недостатки

голоса

,

темпа

,

ритма

и

т

.

д

.

Все

это

затрудняет

устное

общение

с

окружающими

.

Отсюда

и

поиск

новых

подходов

для

совершенствования

методики

обучения

языку

и

речи

,

ведь

практическое

решения

определенных

вопросов

является

одним

из

путей

социализации

глухого

ребенка

,

его

интеграции

в

общество

.

Полноценное

включение

детей

с

недостатками

слуха

в

общественно

полезную

деятельность

,

в

общество

окружающих

их

слышащих

людей

в

значительной

степени

зависит

от

владения

ими

,

в

частности

,

устной

речью

.

Контакт

с

слышащими

предполагает

умение

детей

с

недостатками

слуха

понимать

обращенную

к

ним

речь

собеседника

путем

чтения

с

губ

для

слухо

-

зрительного

восприятия

и

умение

внятно

,

понятно

для

окружающих

.

Основными

задачами

работы

по

развитию

слухового

восприятия

у

детей

с

недостатками

слуха

являются

:

максимальное

развитие

их

остатков

слуха

,

создание

на

базе

развитого

слуха

качественно

новой

слухо

зрительной

основы

для

восприятия

ими

устной

речи

,

а

также

использование

слухового

восприятия

для

приближения

произношения

глухого

к

естественному

звучанию

живой

выразительной

речи

нормально

слышащих

людей

.

Несовершенная

в

фонетическом

отношении

речь

учащихся

,

требующая

многократных

исправлений

,

медленный

ее

темп

не

могут

не

влиять

на

ход

урока

,

на

объем

предлагаемого

на

уроке

материала

.

Поэтому

забота

о

качестве

произношения

у

детей

с

недостатками

слуха

является

задачей

всего

педагогического

коллектива

.

Одной

из

задач

работы

по

развитию

слухового

восприятия

является

обогащение

воображения

у

детей

с

недостатками

слуха

о

мире

неречевых

звуков

,

помощь

им

в

ориентации

в

окружающей

мире

звуков

.

Развитие

слухового

восприятия

речи

на

слух

учительница

проводит

путем

развития

и

реализации

неиспользованных

резервов

тонального

и

речевого

слуха

детей

с

недостатками

слуха

.

Специальные

тренировочные

упражнения

способствуют

накоплению

слуховых

образов

слов

,

словосочетаний

,

фраз

и

,

конечно

,

укреплению

слухо

-

эстетических

связей

,

в

результате

чего

даже

неполное

восприятие

звуковой

структуры

речевой

единицы

является

достаточным

,

чтобы

принять

всю

речевую

единицу

(

например

,

слово

).

В

процессе

развития

речевого

слуха

у

детей

с

нарушениями

слуха

,

в

ходе

тренировочных

упражнений

оказывается

набор

известных

образов

(

фонем

или

вариантов

),

которые

способствуют

восприятию

информации

учащимися

недостатками

слуха

.

В

условиях

создания

слухо

-

речевой

среды

большое

значение

приобретает

отбор

разговорного

материала

для

слуховых

тренировок

.

Обучение

восприятию

речи

на

слух

ведется

в

русле

обучения

детей

с

глухих

языке

в

его

коммуникативной

функции

.

Поэтому

в

систему

слуховых

тренировок

включается

такой

речевой

материал

и

такие

виды

работы

,

какие

соответствуют

этому

принципу

.

Заключение

Мировая

педагогическая

гуманистическая

мысль

ставит

в

центре

внимания

педагогов

личность

ребёнка

с

его

способностью

к

развитию

и

саморазвитию

.

Чтобы

ребенок

вырос

полноценным

гражданином

с

первых

дней

жизни

необходимо

учить

его

говорить

.

Исходя

из

проведенной

работы

есть

основания

утверждать

,

что

учитель

индивидуальной

работы

,

используя

интерактивное

обучения

детей

с

особыми

потребностями

,

решает

проблему

развития

слухового

восприятия

и

формирования

произношения

у

детей

с

нарушениями

слуха

,

используя

современные

технологии

на

индивидуальных

занятиях

.

Важным

звеном

такого

обучения

и

создания

соответствующих

условий

при

которых

для

достижения

цели

,

ребенок

свою

деятельность

направляет

на

поиск

.

Это

поиск

новых

знаний

.

В

каждом

отдельном

случае

учитель

выбирает

тот

способ

общения

с

ребенком

,

который

обеспечит

взаимопонимание

и

возможность

управлять

действиями

ребенка

.

Использует

графические

изображения

профилей

произношения

,

которые

помогают

детям

более

точно

и

осознанно

воспроизводить

основные

дифференциальные

признаки

каждой

фонемы

.

Ребёнок

смотрит

на

графическое

изображение

профиля

произношения

звука

,

слушает

как

правильно

произносить

этот

звук

и

старается

сам

произнести

этот

звук

правильно

,

составить

и

прочитать

слова

по

профилям

произношения

звуков

.

Эти

упражнения

позволяют

научить

учащихся

правильного

произношения

звуков

,

корректировать

силу

голоса

и

вообще

произношение

.

Литература

Развитие

слухового

восприятия

слабослышащих

детей

.

Пос

.

для

учителя

. 1

часть

.

Под

ред

.

Королевская

Т

.

К

.,

Пфафендрат

А

.

Н

.

М

. «

Владос

», 2004

Богрова

И

.

Г

.

Система

работы

по

развитию

восприятия

речи

на

слух

в

школе

для

слабослышащих

детей

.

Дефектология

, 1984,

1

с

.21-23.

Богрова

И

.

Г

.

К

вопросу

об

обучении

слабослышащих

школьников

восприятию

речи

на

слух

.

Дефектология

, 1981,

4-5

Киреева

Г

.

А

.

Белущенко

В

.

А

.

Система

работи

по

развитию

слухового

восприятия

слабослышащих

детей

.

Дефектология

, 1989,

3

с

. 40-44.

Леонгард

Э

.

И

.

Значение

контроля

над

произношением

глухих

дошкольников

//

Вопросы

обучения

и

воспитания

глухих

дошкольников

.

М

., 1963,

с

.63.

Нейман

Л

.

В

.,

Правдина

О

.

В

.

Нарушения

слуха

и

его

влияние

на

формирование

речи

//

Расстройства

речи

у

детей

и

подростков

/

под

ред

.

Ляпидевского

С

.

С

.

М

.,

1969.

Рау

Ф

.

Ф

.

Формирование

устной

речи

у

глухих

детей

.

М

.:

Педагогика

, 198,

с

.243.



В раздел образования