Напоминание

"Доброта в твоих руках"


Автор: Матяш Олеся Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Исилькульская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Исилькуль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Доброта в твоих руках"
Раздел: начальное образование





Назад





Занятие

по

социально-личностному

развитиюв

4

классе

по

теме:

«Доброта в твоих руках»

Цель
: формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение их видеть.
Задачи:
-способствовать формированию нравственных чувств; - показать преимущество добрых дел для человека; - воспитывать желание совершать добрые поступки; - корригировать мышление, развивать речь.
Материал и оборудование:
Презентация, письмо, ножницы, бумага, бабочка, звукозапись песни «Дорогою добра» Ход занятия:
I Организационный момент.

1
- Добрый день дети! Посмотрите все внимательно на меня! - Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас поздоровался друг с другом. Упражнение “Добрый день “ Я скажу слова: «Добрый день...» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, кивнут головой в знак приветствия всем участникам занятия. Попробуем? Добрый день всем девочкам!... Добрый день всем мальчикам!... Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!...Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!... Добрый день всем, кто любит конфеты!... Добрый день всем, кто хочет совершать добро! Молодцы!»
2. Коррекционно-развивающее упражнение:
«Пословицы рассыпались» - Ребята пока мы с вами приветствовали друг друга у меня рассыпалась пословица. Давайте ее соберем. Слайд (Худо тому, кто) (добра не делает никому) - Объясните смысл пословицы? - О чем говорится? - А что такое добро?
II Основная часть

1. Сообщение темы и целей:
- Чтобы узнать тему нашего занятия посмотрите один поучительный рассказ «Все в твоих руках» (слайд)
Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. И вот решил однажды его ученик придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал "Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Ученик поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: "Всё в твоих руках". - Почему мудрец дал такой ответ ученику? Действительно, всё было в руках ученика: оставить бабочку живой или мертвой. В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. - Тема нашего занятия «Доброта в твоих руках» - Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. - Будем путешествовать, поиграем, проверим, как вы поступите в различных ситуациях, выполним творческое задание. - За правильные и полные ответы, поведение, внимание на занятии, вы будете получать успешки, в конце занятия мы подсчитаем у кого больше всего успешек, тот получит медаль «За добрые дела» - На занятии вы должны будете оценить себя: правильно ли вы отвечали, все ли у вас получилось. - Будем работать дружно, уважать друг друга. - Кто мне скажет, какая тема нашего занятия? - А что мы сегодня будем делать на занятии?
2. Введение в тему
- Кто-то бросил нам в оконце, Посмотрите, письмецо. Может это лучик солнца Что щекочет мне лицо? Что же здесь написано? - Давайте я вам его прочитаю. Письмо от жителей долины " Добра" "Уважаемые дети планеты Земля! Мы жители долины " Добра". Наша долина существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей долины, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша долина может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста!
- Дети, поможем жителям долины " Добра"? - Посмотрите, она заколдована.(Слайд) -Ну что, попытаемся расколдовать долину? (Ответы детей) - Для этого мы должны будем выполнить задания.
3) 1 задание
- Ребята давайте еще раз скажем, что такое доброта? (ответы детей) - Доброта – это любовь к своим близким, забота о них, уважение к старшим, к своим друзьям, помощь им. Доброта делает человека красивым, обаятельным. Человек, у которого в душе доброта, приятно выглядит, у него выражение радости на лице, милая улыбка на губах. - А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми? ( кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу) - Добрый –это человек, делающий добро другим, отзывчивый. - Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие. - Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей- разбойник, Иван-царевич, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Золушка, Морозко, Мальвина, Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья- искусница) - Молодцы, все вы хорошо знаете сказки и их героев!
2 задание
У нас есть дерево и листья, на которых написаны слова. Надо прикрепить только те листочки, которые могут быть на дереве Доброты. ( злой, душевный, радостный, плохой, отзывчивый, безжалостный счастливый, бессердечный, добрый, заботливый, ласковый, грубый) – Ребята, а почему вы оставили эти листочки? Почему вы не повесили их на дерево Доброты? (высказывания детей) - Давайте «Дерево доброты» посадим в нашей долине. (слайд)
3. задание «
Вредные советы»
.
- Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного и как по – настоящему нужно поступить в данных ситуациях. Советы:
Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками, Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Бейте палками лягушек. Это очень интересно. Отрывайте крылья мухам, Пусть побегают пешком. Тренируйтесь ежедневно, И наступит день счастливый — Вас в какое-нибудь царство Примут главным палачом. -Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого? А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Тогда давайте выполним следующее задание.
4 Игра «Торопись обрадовать!»
– Дарить радость – значит творить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которая называется « Торопись обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так: вот эту бабочку мы будем передавать по кругу, пока я не скажу «Замри!». Тот, у кого в этот момент окажется бабочка, должен радовать своего соседа слева или справа. Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе нравится в его характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь). – Итак, ребята, игра эта заставила многих из вас улыбнуться, подуматьо хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлее.
-
Посмотрите в нашей долине засияло солнышко! (слайд)
5. Задание «Соверши волшебство»

- Ребята, видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью тоже можно совершить волшебство - совершить добрый поступок прямо здесь, на нашем занятии. Скажите, какой? (Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку). - Какие вы, молодцы, с вашей помощью в нашей долине появились птицы и насекомые!
6.Творческое задание "Добрые ладошки"


- А сейчас вы должны будете взять карандаши, которые лежат у вас на партах, обвести на бумаге свои добрые ладошки и аккуратно вырезать их. Из этих ладошек сделаем человечка. - Но сначала мы выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят – Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. трясем кистями Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них К с е б е л а д о ш к и м ы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу. Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке - Скажите ребята, что мы будем делать?
6. Самостоятельная работа (песня «Дрогою добра»)
-Ой, смотрите, какой смешной человечек получился из наших дружных ладошек.
Давайте дадим ему имя. Давайте сделаем еще одно доброе дело. Подарим жителямдолины нашего человечка. Мы вложили в него сегодня много добрых дел и добрых слов. Он поможет с нашей помощью сделать счастливыми жителей этой долины «Доброты». Отправляем Человечка в путь! - Посмотрите на долину, которая у нас с вами получилась. - Ребята, посмотрите в долине выросли цветы и появилась радуга! Мы с вами, своими добрыми поступками расколдовали долину и ее жители передают вам слова благодарности.(слайд)
6 Чтение стихотворений
(рассказывают дети) Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто. Направь шаги тропою Доброты И радость помоги найти кому-то. Как бы жизнь не летела - Дней своих не жалей. Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живем на земле.
III. Итог занятия
- Ребята, кто мне скажет тему нашего занятия? - О чем мы сегодня говорили? Чему научились? - Представьте, что вы стали волшебником, какие добрые дела вы бы сделали? - Начните так – «Если бы я стал волшебником, я бы сделал...» - Скажите, только волшебники могут делать добрые дела? - Как вы считаете, где пригодятся нам эти знания? - Давайте посчитаем успешки и определим кто у нас получит медаль «За добрые дела». - А сейчас вы должны будете оценить себя, свою работу на занятии, возьмите на столе лист бумаги и карандаш и нарисуйте: - улыбающийся смайлик - ты считаешь, что на занятии у тебя все получалось, ответы были полными и правильными, ты был внимателен, со всеми заданиями ты справился без труда. - спокойный смайлик – не все получалось, допускал ошибки. - грустный смайлик – многое не получалось, но в следующий раз обязательно получиться. - Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не
приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Запомните, ребята, что доброта в наших с вами руках.


В раздел образования