Автор: Матяш Олеся Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОУ "Исилькульская школа-интернат" Населённый пункт: г. Исилькуль Наименование материала: методическая разработка Тема: "Доброта в твоих руках" Раздел: начальное образование
Цель :
формирование
у
детей
представление
о
доброте,
о
хороших,
добрых поступках; умение их видеть.
Задачи:
-способствовать формированию нравственных чувств;
- показать преимущество добрых дел для человека;
- воспитывать желание совершать добрые поступки;
- корригировать мышление, развивать речь.
Материал и оборудование:
Презентация,
письмо,
ножницы,
бумага,
бабочка,
звукозапись
песни
«Дорогою добра»
Ход занятия:
I Организационный момент.
1 - Добрый день дети! Посмотрите все внимательно на меня!
- Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас поздоровался друг с другом.
Упражнение “Добрый день “
Я скажу слова: «Добрый день...» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову,
кивнут
головой
в
знак
приветствия
всем
участникам
занятия.
Попробуем?
Добрый день всем девочкам!... Добрый день всем мальчикам!... Добрый день
всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Добрый день тем, кто сегодня проснулся с
хорошим настроением!...Добрый день всем, кому нравится такая погода, как
сейчас за окном!... Добрый день всем, кто любит конфеты!... Добрый день всем,
кто хочет совершать добро! Молодцы!»
2. Коррекционно-развивающее упражнение:
«Пословицы рассыпались»
- Ребята пока мы с вами приветствовали друг друга у меня рассыпалась
пословица. Давайте ее соберем. Слайд
(Худо тому, кто)
(добра не делает никому)
- Объясните смысл пословицы?
- О чем говорится?
- А что такое добро?
II Основная часть
1. Сообщение темы и целей:
- Чтобы узнать тему нашего занятия посмотрите один поучительный
рассказ
«Все в твоих руках» (слайд)
Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором
жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его
родного города. И вот решил однажды его ученик придумать такой вопрос,
чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку,
посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал "Спрошу-ка я у него: скажи, о
мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет
– живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я
раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Ученик поймал бабочку и отправился к мудрецу. И
он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?»
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком,
сказал: "Всё в твоих руках".
- Почему мудрец дал такой ответ ученику?
Действительно, всё было в руках ученика: оставить бабочку живой или
мертвой.
В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными.
- Тема нашего занятия «Доброта в твоих руках»
- Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может
называться человеком.
-
Будем
путешествовать,
поиграем,
проверим,
как
вы
поступите
в
различных ситуациях, выполним творческое задание.
- За правильные и полные ответы, поведение, внимание на занятии, вы
будете получать успешки, в конце занятия мы подсчитаем у кого больше всего
успешек, тот получит медаль «За добрые дела»
- На занятии вы должны будете оценить себя: правильно ли вы отвечали,
все ли у вас получилось.
- Будем работать дружно, уважать друг друга.
- Кто мне скажет, какая тема нашего занятия?
- А что мы сегодня будем делать на занятии?
2. Введение в тему
- Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Что же здесь написано?
- Давайте я вам его прочитаю.
Письмо от жителей долины " Добра"
"Уважаемые дети планеты Земля! Мы жители долины " Добра". Наша
долина существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в
последнее время люди забыли о существовании нашей долины, поскольку на
Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать
добро, наша долина может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают
наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста!
- Дети, поможем жителям долины " Добра"?
- Посмотрите, она заколдована.(Слайд)
-Ну что, попытаемся расколдовать долину? (Ответы детей)
- Для этого мы должны будем выполнить задания.
3) 1 задание
- Ребята давайте еще раз скажем, что такое доброта? (ответы детей)
- Доброта – это любовь к своим близким, забота о них, уважение к
старшим, к своим друзьям, помощь им. Доброта делает человека красивым,
обаятельным. Человек, у которого в душе доброта, приятно выглядит, у него
выражение радости на лице, милая улыбка на губах.
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
( кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую
минуту, кто любит и бережет природу)
- Добрый –это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
- Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
- Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И
одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В
сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.-
Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо
ладошками.
(Баба
Яга,
Кощей
Бессмертный,
Змей
Горыныч,
Соловей-
разбойник,
Иван-царевич,
Золотая
рыбка,
Дюймовочка,
Карабас-Барабас,
Красная
Шапочка,
Гуси-лебеди,
Водяной,
Золушка,
Морозко,
Мальвина,
Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-
искусница)
- Молодцы, все вы хорошо знаете сказки и их героев!
2 задание
У нас есть дерево и листья, на которых написаны слова. Надо прикрепить
только те листочки, которые могут быть на дереве Доброты.
(
злой,
душевный,
радостный,
плохой,
отзывчивый,
безжалостный
счастливый, бессердечный, добрый, заботливый, ласковый, грубый)
– Ребята, а почему вы оставили эти листочки? Почему вы не повесили их
на дерево Доброты? (высказывания детей)
- Давайте «Дерево доброты» посадим в нашей долине. (слайд)
3. задание « Вредные советы» .
- Ребята, я хочу проверить
вашу смекалку. Я
приготовила советы из
книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и
скажите, что в них неправильного и как по – настоящему нужно поступить в
данных ситуациях.
Советы:
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Бейте палками лягушек.
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый —
Вас в какое-нибудь царство
Примут главным палачом.
-Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите,
у какого
человека больше друзей – у доброго или злого? А вы хотите, чтобы у вас было
много друзей? Тогда давайте выполним следующее задание.
4 Игра «Торопись обрадовать!»
–
Дарить
радость
–
значит
творить
добро.
А
как
вы
умеете
дарить
радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которая называется « Торопись
обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать?
Игра будет проходить так: вот эту бабочку мы будем передавать по кругу, пока я
не
скажу
«Замри!».
Тот,
у
кого
в
этот
момент
окажется
бабочка,
должен
радовать своего соседа слева или справа.
Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе
нравится в его характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь).
– Итак, ребята, игра эта заставила многих из вас улыбнуться, подуматьо
хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлее.
- Посмотрите в нашей долине засияло солнышко! (слайд)
5. Задание «Соверши волшебство»
- Ребята, видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок,
сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и
фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью тоже можно
совершить волшебство - совершить добрый поступок прямо здесь, на нашем
занятии. Скажите, какой?
(Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать,
книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то
приятное и подарить близкому человеку).
- Какие вы, молодцы, с вашей помощью в нашей долине появились птицы
и насекомые!
6.Творческое задание "Добрые ладошки"
- А сейчас вы должны будете взять карандаши, которые лежат у вас на
партах, обвести на бумаге свои добрые ладошки и аккуратно вырезать их. Из
этих ладошек сделаем человечка.
- Но сначала мы выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Если
пальчики
грустят
–
Доброты они хотят.
пальцы
плотно
прижимаем
к
ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
«моем» руки, дышим на них
К
с е б е
л а д о ш к и
м ы
прижмем,
поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.
гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый
пальчик
нужно
взять
И покрепче обнимать.
каждый палец зажимаем в кулачке
- Скажите ребята, что мы будем делать?
6. Самостоятельная работа (песня «Дрогою добра»)
-Ой, смотрите, какой смешной человечек получился из наших дружных
ладошек.
Давайте дадим ему имя. Давайте сделаем еще одно доброе дело. Подарим
жителямдолины нашего человечка. Мы вложили в него сегодня много добрых
дел
и
добрых
слов.
Он
поможет
с
нашей
помощью
сделать
счастливыми
жителей этой долины «Доброты».
Отправляем Человечка в путь!
- Посмотрите на долину, которая у нас с вами получилась.
- Ребята, посмотрите в долине выросли цветы и появилась радуга!
Мы
с
вами,
своими
добрыми
поступками
расколдовали
долину
и
ее
жители передают вам слова благодарности.(слайд)
6 Чтение стихотворений (рассказывают дети)
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
III. Итог занятия
- Ребята, кто мне скажет тему нашего занятия?
- О чем мы сегодня говорили? Чему научились?
- Представьте, что вы стали волшебником, какие добрые дела вы бы
сделали? - Начните так – «Если бы я стал волшебником, я бы сделал...»
- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?
- Как вы считаете, где пригодятся нам эти знания?
- Давайте посчитаем успешки и определим кто у нас получит медаль «За
добрые дела».
- А сейчас вы должны будете оценить себя, свою работу на занятии,
возьмите на столе лист бумаги и карандаш и нарисуйте:
-
улыбающийся
смайлик
-
ты
считаешь,
что
на
занятии
у
тебя
все
получалось, ответы были полными и правильными, ты был внимателен, со
всеми заданиями ты справился без труда.
- спокойный смайлик – не все получалось, допускал ошибки.
- грустный смайлик – многое
не получалось, но в следующий раз
обязательно получиться.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!
Я думаю, что вы будете
совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не
приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Запомните,
ребята, что доброта в наших с вами руках.