Напоминание

Новации на уроке как способ повышения мотивации учащихся


Автор: Хальметова Наиля Ханифовна
Должность: учитель матемактики
Учебное заведение: МБОУ ЛСТУ №2 г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Новации на уроке как способ повышения мотивации учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Новации на уроке как способ повышения мотивации учащихся.

Учитель математики МБОУ ЛСТУ №2 г. Пензы,

высшая категория

Столетья таинства полны,

И не исчезнет жизнь, покуда

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда.

Расул Гамзатов

От чего зависит качество знаний учащихся?

От желания учителя дать хорошие знания или от желания ученика

учиться?

Мы

провели

анкетирование

среди

учащихся

6-х

классов,

а

затем

обобщили его результаты.

По мнению учащихся нами был сделан вывод:

Если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов

зависит

только

15%,

остальные

85%

распределяются

следующим

образом:

способность к предмету - 30%,

интеллигентность - 20%,

мотивация - 30%,

внимание и усердие - 5%.

Значит,

для

успешного

обучения

нам

необходима повышенная

мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие.

Л.С. Выготский говорил: «прежде чем призвать ребенка к какой-либо

деятельности, заинтересуй его».

Любая

педагогическая

технология

обладает

средствами повышения

мотивации учащихся,

в

некоторых

же

технологиях

эти

средства

составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним

можно отнести технологии перспективно-опережающего обучения (С.

Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, раннего

интенсивного

обучения

и

совершенствования

общеучебных

умений

(А.А.Зайцев).

К

современным

образовательным

технологиям

в

Приоритетном

национальном проекте «Образование» отнесены:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

коллективная система обучения;

исследовательские методы обучения;

проектные методы обучения;

технологии модульного и модульно-блочного обучения;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Технология - это такое построение деятельности педагога, в котором

все

входящие

в

него

действия

представлены

в

определённой

последовательности

и

целостности,

а

выполнение

предполагает

достижение

необходимого

результата

и

имеет

прогнозируемый

характер.

Современные технологии:

развивающее

обучение

Это

система

качественно

новых

знаний,

предлагающих

принципиально

иное

построение

учебной деятельности, не имеющей ничего общего

с репродуктивным, основанным на натаскивании и

зазубривании,

обучении

и

консервативном

педагогическом

сознании.

Развивающая

система

должна

обеспечить

кроме

знаний,

умений

и

навыков, способы самостоятельного постижения

знаний по учебным предметам. Только тогда эти

знания

будут

способствовать

раз в итию

способностей

в

процессе

осуществления

самостоятельной познавательной деятельности, а

также

обеспечению

эмоционально-ценностного

отношения к содержанию и процессу образования,

формированию

гуманистической

направленности

личности.

проблемное

обучение

Цель

технологии

проблемного

обучения

общее

развитие ученика,

ученик — активный субъект

учебной

деятельности;

учитель

организатор

коллективной

поисковой

деятельности;

знания,

умения и навыки не есть конечная цель обучения, а

средство общего развития

разноуровневое

обучение

Такое

обучение,

которое

стимулирует

развитие

познавательных интересов и помогает школьникам

преодолевать трудности и успешнее учиться. Это

открывает

перед

ними

широкие

возможности

самореализации, самопознания и саморазвития.

Дифференциация

по

общим

способностям

осуществляется на основе учета общего уровня

обученности,

развития

учащихся,

отдельных

особенностей

психического

развития:

памяти,

мышления,

уровня

внимания,

познавательной

деятельности.

Решение

проблемы

успешного

обучения

учащихся,

развитие

их

познавательной

активности

опираются

на

дифференцированный

подход

к

обучению

как

средству

формирования

п о л о ж и т е л ь н о г о

о т н о ш е н и я

к

у ч е б е ,

познавательных способностей.

коллективная

система обучения

Коллективным способом обучения КСО является

такая

его

организация,

при

которой

обучение

осуществляется

путем

общения

в

динамических

парах, когда каждый учит каждого.

Особенности методики КСО:

коллективная

учеба

формирует

и

развивает

мотивацию учеников в сотрудничестве;

коллективная учеба включает каждого ученика в

активную работу на весь урок, в сменных парах и

микрогруппах;

коллективные способы обучения создают условия

психологического комфорта;

коллективные

способы

обучения

приветствуют

воспитательное

взаимовлияние

у ч е н и ко в :

беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

коллективные

способы

обучения

всеми

своими

методиками превращают каждого ученика и весь

класс в целом в субъекты самообучения.

исследователь-

с к и е

м е т о д ы

обучения

Учебно-исследовательская деятельность учащихся

-

это

такая

форма

организации

у ч ебно -

воспитательной

работы,

которая

связана

с

р е ш е н и е м

у ч а щ и м и с я

т в о р ч е с к о й ,

исследовательской задачи с заранее неизвестным

результатом и предполагающая наличие основных

этапов, характерных для научного исследования:

постановку проблемы;

ознакомление с литературой по данной проблеме;

овладение методикой исследования;

сбор собственного материала;

Анализ;

Обобщение;

Выводы.

проектные методы

обучения

О р и е н т и р о в а н ы

н а

с а м о с т о я т е л ь н у ю

деятельность учащихся, которую они выполняют в

течение определённого отрезка времени. В основе

м е т о д а

п р о е к т о в

л е ж и т

р а з в и т и е

познавательных

навыков

школьников,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого

мышления.

Указанную

технологию

удобно применять для изучения нового материала.

Задолго до изучения конкретной темы предлагаю

г ру п п е

с во и х

у ч е н и ко в

с а м о с т о я т е л ь н о

познакомиться

с

теоретическим

материалом,

подобрать интересные сведения, , и оформить всё

это

либо

в

виде

презентации,

либо

в

качестве

устного сообщения. Затем выступить со своим

проектом

перед

одноклассниками.

Насколько

глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их

ответов как на вопросы одноклассников, так и на

вопросы

учителя.

В

оценивании

проект а

участвуют все: класс – группа – учитель.

технологии

м о д у л ь н о г о

и

модульно-блочного

обучения

Это,

прежде

всего,

личностно-ориентированная

технология, которая предоставляет возможность

каждому ученику выбрать свою, самостоятельную

и

посильную

траекторию

обучения.

Учащиеся

могут

реализовать

себя

в

различных

видах

деятельности: выполнении упражнений, написании

творческих

работ,

участии

в

семинарах,

изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная

технология предполагает, что школьник должен

н а у ч и т ь с я

д о б ы в а т ь

и н ф о рм а ц и ю ,

е ё

обрабатывать,

получать

готовый

продукт.

Учитель

при

этом

выступает

в

качестве

руководителя, направляющего и контролирующего

деятельность учащихся. При организации блочно-

м о д у л ь н о г о

о б у ч е н и я

о б я з а т е л ь н о

структурирование

учебного

содержания

по

блокам, концентрированное изложение основного

материала

темы,

определение

заданий

для

самостоятельной деятельности каждого ученика

и группы с учетом дифференцированного подхода к

у ч а щ и м с я

с

р а з н ы м

у р о в н е м

у ч е б н о -

познавательных способностей.

о б у ч е н и е

в

сотрудничестве

(командная,

групповая работа)

Использование

этой

технологии

позволяет

значительно разнообразить уроки. Основная идея

технологии

«Обучение

в

сотрудничестве»

-

учиться вместе. Учебную информацию учащиеся

ищут сами по учебнику или другой предложенной

литературе, учитель играет роль координатора.

Учитель сообщает цель занятия учащимся и дает

задание.

Большее

время

урока

уд еляется

самостоятельной

деятельности

учащихся

и

выступлениям с докладами. В конце занятия, после

обсуждения

каждой

теории,

учитель

делает

общий вывод.

информационно-

коммуникацион-

ные технологии

Использование информационных технологий дает

возможность сделать учебный процесс наиболее

эффективным, как с точки зрения учителя, так и с

точки зрения учащегося.

Информационные

технологии

дают

совершенно

новые возможности для творчества, обретения и

закрепл ения

различных

учебных

н а в ы ко в ,

позволяют

реализовать

принципиально

новые

формы

и

методы

обучения

с

применением

моделирования явлений и процессов.

Применение

компьютерной

техники

на

уроках

позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким,

насыщенным.

Такие

уроки

так

же

позволяют

показать

связь

предметов,

учат

применять

на

практике

теоретические

знания,

активизируют

умственную

деятельность

учеников.

Этим

достигается мотивационная цель — побуждение

интереса к изучению предмета.

здоровьесберега-

ющие технологии

Это

система

мер,

включающая

взаимосвязь

и

взаимодействие

всех

факторов

образовательной

среды,

направленных

на

сохранение

здоровья

ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в

том,

что

этот

урок

обеспечивает

ребёнку

и

учителю сохранение и увеличение их жизненных сил

от начала и до конца урока, а также позволяет

использовать полученные умения самостоятельно

во

внеурочной

деятельности

и

в

дальнейшей

жизни.

Существует

еще

одна

сторона

мотивационной

сферы

учебной

деятельности, о которой часто говорят в школе, - интерес к учению. Он

тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в

этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон

мотивационной сферы - мотивов и целей. В качестве основной черты

интереса

называют

эмоциональную

окрашенность,

связь

с

эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность

важна,

но

не

она

все-таки

является

главной.

По-видимому,

связь

интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах

возникновения

любознательности

ученика

новой

теме,

в

новом

учебном

предмете),

но

для

поддержания

устойчивости

интереса

необходима

сформированность

учебной

деятельности,

а

также

связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных

целей и их разрешению.

П р и м е н е н и е

т е х н о л о г и и личностно-ориентированного

обучения предполагает

«признание

ученика

главной

действующей

фигурой

всего

образовательного

процесса,

весь

учебный

процесс

строится

на

основе

этого

главного

положения.

Один

из

основных

приемов

технологии

личностно-ориентированного

обучения

-

групповая

работа.

Именно

групповая

работа

лучше

всего

помогает

развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует

повышению мотивации

к

учению.

При

групповой

работе

учение

превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в

совместный

труд.

Особенно

эффективна

групповая

работа

при

обсуждении проблемных заданий. Ведь при правильной организации

групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти

различные пути решения проблемы.

Использование

более

совершенных

педагогических

технологий

предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного

процесса.

Для

повышения

мотивации

учащихся

используются

продуктивные

приемы:

проблемная

ситуация

ставится

и

решается

совместно с учащимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу,

дискуссии; анализируются решение, используются игровые ситуации,

соревнование.

Применяются

разнообразные

приемы

активизации:

целенаправленная

ошибка,

размышление

вслух,

заполнить

пустые

клетки, установить верно ли? и т.д.

На уроках организуются групповая и парная работа, что позволяет

создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым так и сильным.

Использую

паузы,

дающие

время

на

обдумывание.

Организую

проблемно-поисковую

деятельность,

чаще

среди

учеников

с

повышенным

уровнем

обучения:

предлагаю

задания

повышенной

сложности,

задания

с

параметром,

которые

требуют

рассмотрение

всевозможных случаев решения . Применяю стимулирование. Контроль

является

способом

активной

деятельности,

а

также

и

средством

коммуникации.

Технология деловых игр состоит из нескольких этапов:

1.

Подготовительный.

Включает

разработку

сценария

-

условия

отражения ситуации объекта. В сценарий вход план деловой игры:

учебная

цель

занятия,

характеристика

проблемы,

объяснение

поставленной

цели,

план

деловой

игры,

описание

ситуации,

характеристика действующих лиц.

2.

Ввод

в

игру.

Объявляются

участники,

условия

игры,

эксперты,

главная цель, обосновывается обстановка проблемы. Выдается пакет

материалов, правил, инструкций.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и

изменять

ход

игры.

Ведущий

может

корректировать

действия

участников.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен

мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

В результате учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает

допущенные ошибки, формулирует итог занятий.

Возможности

современных

педагогических

технологий

для

повышения уровня мотивации и качества образования.

Часто

у

учеников

положительная

мотивация

к

изучению

предмета

недостаточна, а порой отсутствует, так как при его изучении

они

испытывают значительные трудности.

Модернизация

процесса

обучения

неуклонно

приводит

каждого

педагога

к

пониманию

того,

что

необходимо

искать

такие

педагогические

технологии,

которые

бы

смогли

заинтересовать

обучающихся и мотивировать их на изучение своего предмета.

Формирование положительной мотивации при изучении предмета – это

залог успеха в его познании.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик

не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные

способы

действий,

с

помощь

которых

он

сможет

сам

добывать

информацию.

Применение современных педагогических технологий один их главных

приемов повышения мотивации учащихся к учению. Чаще всего мы

стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой

темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой,

тогда

это становится стимулом для последующих уроков. Но важно

помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно

поддерживать на каждом уроке.

В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят

о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который

нужно

зажечь.

Но

часто

на

практике

мы

сталкиваемся

с

тем,

что

факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить

детей

думать,

открывать,

изобретать,

учитель

должен

очень

много

придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при

условии

активной

творческой

деятельности

самого

учителя,

цель

которого - вовлечение учеников в совместную деятельность.



В раздел образования