Автор: Коленко Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г. Усинска
Населённый пункт: г. Усинск Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над произведением в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
«
Работа
над
произведением
в
младших
классах
ДШИ
»
Содержание
1.
Особенности подбора репертуара для уч-ся младших классов.
2.
Основные моменты подбора пьес для уч-ся младших классов
3.
Заключение
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы ребёнок занимался
в музыкальной школе с желанием, а не только потому, что ТАК
ЗАХОТЕЛИ РОДИТЕЛИ.
Однако программа ДМШ диктует свои
условия в выборе репертуара.
Как правило, ученик должен в
течении учебного года пройти 18-20 произведений. Это – этюды,
полифонические
произведения,
вариации,
сонатины,
т.е.
произведения крупной формы.
В основном – это инструктивный учебный материал, который
ребёнку может быть не очень интересен.
Спасти положение
могут
пьесы.
Почему?
Да
потому,
что
пьесы
меньше
всего
подвержены каким - либо канонам. Если этюд надо исполнять в
быстром темпе, а полифоническая пьеса трудна для восприятия,
то пьесы многообразны и по темпу, и по ритму и по форме и по
образному содержанию.
Поэтому пьесы надо подбирать особенно тщательно и продуманно с тем,
чтобы у ученика не пропадал интерес к занятиям. Опытный преподаватель
обязательно посоветуется с ребёнком на предмет того - какую пьесу они
будут разучивать. Конечно, предлагать надо тот материал, который ученик
способен освоить. Иногда и сам ребёнок предлагает выучить то или иное
произведение. От таких просьб не стоит отмахиваться и обязательно уделять
время на уроке для разучивания понравившейся мелодии.
В багаже любого опытного преподавателя всегда есть так называемый
«золотой запас» интересных и не особо трудных произведений, который
постоянно пополняется.
Приведу несколько примеров интересных с моей
точки зрения пьес для учеников младших классов.
Г.Окунев «Частушка»
Д. Кабалевский «Частушка»
В. Витлин «Погремушки»
О.Хромушин «Бармалей»
В.Витлин «Страшилище»
И.Стриббогг «Вальс петушков»
А. Гаврилин «Марш солдатиков»
Н.Торопова «Дюймовочка»
Г.Чадвик «Танец шмелей»
Л.Шукайло «Цыплята»
Л.Емельянова «Щенок»
Х.Классен «Ленивый кот»
Дж.Хартман «Бабочка»
Я сознательно привела в качестве примеров, в основном, произведения
современных
авторов.
Современный
музыкальный
язык
более
понятен
юному
поколению,
а
программные
произведения
помогут
воображению
заработать в правильном направлении. При выборе пьесы надо учитывать
следующие моменты:
1.Музыкальный язык пьес и метроритм должны быть понятны;
2. Пьесы должны быть написаны в простой 2-х,3-х частной форме;
3. Пьеса должна иметь понятное для ребёнка название.
Оставим такие названия, как: пробуждение, грёзы, осенний эскиз и т.д. и
т.п. учащимся старших классов. Малыши
должны исполнять понятные по
названиям
произведения.
С
точки
зрения
психологии
это
очень
важно.
Кстати, все представленные
мною произведения предполагают создание
одного
образа. Это характеризует большинство пьес для детей младших
классов.
В своей педагогической практике, при работе с учениками младших
классов я всегда выбираю пьесы во-первых, с несложной или однотипной
фактурой
или
произведения,
где
нет
нагромождения
исполнительских
проблем.
Важно, чтобы пьеса легко разучивалась. В приведённых выше
примерах
присутствуют
повторяющиеся
фактурные,
ритмические
и
исполнительские элементы. Всё это позволяет быстро разбирать и выучивать
произведение. И конечно, здесь важна роль преподавателя, который обратит
внимание ребёнка на некоторые важные моменты.
Например, в пьесе «Бармалей» на протяжении всего произведения
проходит
остинатное
проведение
в
партии
левой
руки;
в
«Марше
солдатиков» А. Гаврилина – одинаковый музыкальный материал в партии
обеих рук, а
«Частушка» Д.Кабалевского написана в простой 3-х частной
форме с незначительными, но интересными изменениями в репризе.
Выбирая пьесу для конкретного ученика, надо учитывать его игровой
аппарат
и его возможности. Например, чтобы с комфортом играть пьесу
«Бармалей» - надо, чтобы ребёнок свободно брал октаву левой рукой, иначе
игра
превратится
в
истинное
мучение
по
преодолению
прыжков
в
аккомпанементе. «Частушка» Д. Кабалевского – лёгкая изящная пьеса. Тем
не менее фактура пьесы - аккордовая. Поэтому легко и свободно её сможет
исполнить
ученик
с
хорошей
растяжкой
правой
руки.
«Страшилище»
В.
Витлина
предполагает
определённый,
достаточно
яркий
звук
и
выносливость.
В заключении можно с уверенностью сказать, что, если произведение
подобрано
правильно
с
точки
зрения
трудности
самого
произведения,
а
также интересов и возможностей ребёнка, то успех гарантирован. Нередко
бывают
случаи,
когда
понравившееся
произведение
ученик
всё
время
держит в своём репертуаре. И с удовольствием его исполняет.
Таким
образом,
у
ребёнка
на
основе
работы
над
программным
произведением
развивается
творческое
воображение,
невероятно
повышается заинтересованность в занятиях, вырастает самооценка. А это и
есть цель, к которой мы все стремимся.
Используемая литература:
Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано»
А. Алексеев « История фортепианного искусства» М., 1988г.
Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста» Москва, 1984г.