Автор: Нищенкин Александр Александрович
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: Муниципальное казенное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: город Кулебаки Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Содержание и методы профориентационной работы на уроках штукатурно–малярного дела
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение
г.о.г. Кулебаки Нижегородской области
Тема: «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА
УРОКАХ ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОГО ДЕЛА
Подготовил: учитель трудового обучения
Нищёнкин А.А.
2017 год
Содержание и методы профессионально - ориентационной
работы на уроках штукатурно – малярного дела.
Профессионально - ориентационная работа в коррекционной школе в первую
очередь должна решить задачу выявления и прогнозирования развития
профессиональных способностей и склонностей обучающихся. Второе
направление в этой работе заключается в формировании у школьников
устойчивого интереса к профессии с учетом их реальных способностей,
возможностей трудоустройства и условий быта.
Цель моей профессионально-ориентационной работы не определить, кем
быть выпускнику в будущем, а лишь привить любовь к труду,
непосредственно штукатурно – малярному делу, учитывая индивидуальные
особенности и способности обучающихся, дать необходимые знания по
данной профессии, обучить различным приемам в работе. За время обучения
у выпускников также необходимо сформировать психологическую готовность
к профессиональному самоопределению и к концу обучения в школе
подвести ребят к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной
деятельности.
Проблема трудовой адаптации воспитанников коррекционной школы в
настоящее время очень актуальна.
Обучение в коррекционной школе является первым, а после школьное –
обучение в ПУ вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в
интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с учащимися,
стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профессиональных
возможностей, что должно в дальнейшем определить направление их
трудового пути. Поскольку труд является одним из основных факторов,
способствующих развитию обучающихся, работа учителя трудового обучения
в коррекционной школе нацелена не только на формирование у детей
необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к
самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном
окружении.
У выпускников должны быть сформированы теоретические знания,
трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в
семье, а также адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и
быту, возможности самостоятельного поиска работы и трудоустройства,
повышения квалификации и профессионального роста.
Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с
профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и
устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет
подчинена вся программа работы с детьми. На начальном этапе обучения
уделяю особое внимание зрительно – двигательной координации и мелкой
моторике рук, поскольку, переходя к профессиональному обучению,
учащиеся должны иметь первоначальные навыки трудовой деятельности. В 4
классе для решения этой проблемы подходит работа с металлическим
конструктором, лепка изделий из глины и пластилина, работа с бумагой и
картоном, отделка отливок из гипса и цемента водными красками и т.д. С
этой целью также использую тренировочные упражнения и различные
физкультминутки. Такая подготовительная работа позволяет воспитанникам
младших классов почувствовать достаточную уверенность движений и
облегчает им выполнение в дальнейшем новых, более сложных заданий. И
так в 4 классе я приобщаю учащихся к трудовой деятельности.
К сожалению, наши воспитанники часто хотят делать то, что
заведомо не смогут в силу их умственного развития и состояния здоровья.
Изучение трудовых возможностей обучающихся перед началом
профессионального обучения, позволяет мне своевременно выявить, во-
первых, общие качества личности (черты характера, интересы, особенности
поведения, состояние двигательных качеств) и, во-вторых, уровень развития
способностей к учебно-трудовой деятельности. Это помогает мне в
дальнейшем индивидуализировать процесс обучения и проводить
коррекционную работу.
С 5 класса начинается профессиональное обучение. Учащиеся знакомятся
с малярными и штукатурными работами, с инструментом и отрабатывают
приемы владения им. В процессе трудового обучения стараюсь логически
увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы.
Например, знакомя пятиклассников с водными и неводными красками,
рассказываю о видах красок и провожу беседу «Где работают маляры»?
Таким образом, у детей формируются понятия о профессии маляра, о его
деятельности, у школьников появляется возможность немножко побыть в
этой роли самим, ведь маляром можно работать не только на стройке.
Например, на технической станции, где производят окраску автомобилей,
работа маляра несколько отличается от работы на стройке или работа по
окраске высотных зданий. Беседы подкрепляю показом видеороликов и
презентаций.
В 6-8 классах обучающиеся совершенствуют приемы владения ручным
инструментом, изучают новые технологические процессы. В 9 классе обучаю
школьников работать в производственных условиях и отрабатываю с ними
технологии ремонта и отделки различных помещений. Также ребята
знакомятся с новыми строительными материалами.
Успешность профессиональной деятельности определяется степенью
мотивации, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля,
личностными проявлениями и рядом других факторов.
В своей работе с обучающимися по профессиональной ориентации я
использую следующие формы и методы:
1.Интегрирование математических знаний и знаний трудового обучения.
2.Организация производительного труда.
3.Экскурсии.
4.Факультативные занятия.
5.Беседы о профессиях.
1.
Интегрирование математических знаний и знаний трудового
обучения.
Многолетняя работа в коррекционной школе убедила меня в том, что
реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач
невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами.
Интегрирование математических знаний и знаний, полученных на уроках
трудового обучения, позволяет школьникам видеть и понимать их
взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы
обучающихся, способствует активизации мыслительной деятельности,
побуждает ребят к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие
уроки носят практическую и профессионально ориентированную
направленность.
Их цель – обучение школьников умениям самостоятельно использовать
знания разных дисциплин на практике.
2.
Организация производительного труда.
На своих уроках стараюсь уделять большое внимание осознанному
выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к
производительному труду, организованному на уроках практического
повторения, когда ребята выполняют работы по ремонту школы. Ремонт
дети выполняют в условиях пооперационного труда, приобщаясь тем самым
к реальной жизни. Организация производительного труда, доступного
школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция
обучающихся посредством штукатурно-малярного дела, обучение
непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и
скоростных показателей.
3.
Экскурсии.
Заметную роль в области профориентации играют экскурсии. Вместе с
воспитанниками ходим на строительные объекты, где с детьми 6класса
знакомимся с лесами, другим оборудованием, а также организацией труда.
В 7 классе при прохождении темы «Устройство тяг» , знакомимся с
архитектурой старинных зданий (Дворец культуры, Главная почта, жилые
дома, построенные в 40-50 годы прошлого века). С учащимися последнего
выпуска побывал с экскурсией в Центре занятости, которую организовали
классные руководители. В Центре ребята смогли увидеть, как обширен мир
профессий, получили различные буклеты. На факультативе мы эти буклеты
просмотрели. Через них ребята познакомились с требованиями к личности
специалиста, к профессиональным качествам, предъявляемыми той или иной
профессией. После знакомства все активно обсуждали.
4.
Факультативные занятия.
Одной из форм внеклассной работы, способствующей
практическому расширению опыта воспитанников, а также их
профессиональной ориентации, являются факультативные занятия. На
протяжении многих лет я веду факультативные занятия по штукатурно -
малярному делу. Его посещают дети старших классов. Работа факультатива
направлена на реализацию имеющихся знаний, умений и навыков в
практической деятельности. Здесь я часто практикую коллективную работу,
где сильные в практических навыках ребята, работают в паре с слабыми.
Например, ученик, хорошо владеющий трудовыми умениями по профессии,
штукатурит, шпатлюет, другой готовит раствор, шпатлевку, наносит
грунтовку на поверхность. После работы один моет инструмент, другой
убирает рабочее место и т. д. Полученный в школе определенный запас
знаний и умений помогает ребятам учиться в ПУ. Учась в ПУ г. Выкса, ребята
занимали I место в конкурсе «Лучший по профессии» (штукатурно-
малярное дело). Учитель технологии (штукатурно-малярное дело) ПУ г.
Вознесенск очень хорошо отзывается о практических умениях наших
выпускников. На протяжении нескольких лет многие выпускники успешно
продолжают обучение в училище г. Кадом, а также г. Кулебаки.
Цель программы факультатива – социализация воспитанников, приобщение
их к общественно значимой деятельности. Работая со старшеклассниками,
учу их выполнять более сложные ремонтные и отделочные работы. Все это в
будущем поможет ребятам легче включиться в самостоятельную жизнь,
своими руками создать уют в собственном доме. При этом в непринужденной
обстановке передаю ученикам собственный житейский опыт, помогая
становлению их эмоционального и духовного мира.
Результаты факультативной работы можно видеть в стенах школы.
Дружная и слаженная работа приносит школе хорошую экономию, а также
доставляет большое удовлетворение мне, моим воспитанникам и всему
коллективу.
5.
Беседы о профессиях.
Для решения проблемы по подготовке выпускников к самостоятельной
жизни провожу коррекционные беседы по профессиональной ориентации,
профессиональному самоопределению. Беседы провожу на факультативных
занятиях, а также на уроках при прохождении тем, которые обучающиеся
хорошо усваивают. Темы бесед: «Как мне выбрать профессиональный путь»,
«Профессии важные и нужные во все времена», «Успех в профессии – успех
в жизни» и т. д.
Беседуя по 1 теме, интересуюсь у ребят. С какой профессией хотели бы они
связать свою жизнь? Объясняю, смогут ли они реализовать себя в этой
профессии. Какая профессия им больше подходит. Говорю о необходимости
продолжения учебы в училище для получения специальности.
По 2 теме рассказываю обучающимся о различных рабочих профессиях, о
важности и необходимости каждой из них.
По 3 теме объясняю, что к любой профессии нужно относиться серьезно и
ответственно, постоянно совершенствоваться, только тогда может прийти
успех и уважение. Как правило, человек успешный в профессиональной
деятельности, успешен и в жизни.
Эффективность различных форм обучения подтверждают итоги
выпускных экзаменов. Результаты выпуска 2013/2014 учебного года таковы:
из 5 выпускников 4 получили оценку «5», 1 получил оценку «4». Из 5 человек
продолжили обучение в ПУ по профессии «Штукатур» и «Маляр» 3 ребят.
Один продолжил обучение в училище г. Кадом, один – в ШРМ.
Результаты выпуска 2016 – 2017 учебного года таковы: из 7 выпускников
6 получили оценку «5», 1 получил оценку «4». Из 7 человек 4 продолжили
обучение в ПУ по профессии «Маляр», 3 продолжили обучение в училище г.
Кадом.
Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. И это не
мероприятие и даже не система мероприятий, а годы ежедневной работы.
Конечно, не все мои ученики выберут профессию штукатура-
маляра. Но от моей работы зависит, какой будет интерес к предмету трудовой
деятельности, а затем и к профессии. На своих уроках учу ребят
выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учу
доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и всё им
созданное. Практика показывает эти качества нужны каждому выпускнику.
Тема: «Содержание и методы
профессионально-ориентационной
работы на уроках
штукатурно-малярного дела.
Цель профессионально-ориентационной работы:
1.
Привить любовь к труду –
- штукатурно-малярному делу.
2. Дать необходимые знания по профессии.
3. Обучить различным приемам в работе.
4. В конце обучения подвести ребят к
самостоятельному выбору профессии.
Этапы обучения штукатурно – малярному делу.
4 класс - приобщение к трудовой деятельности.
5 класс – знакомство с малярными и штукатурными работами, с
инструментом и обучение приемам владения им.
6-8 классы – отработка приемов владения ручным инструментом,
изучение новых технологических процессов.
9 класс – отработка технологий ремонта и отделки различных
помещений, знакомство с новыми строительными материалами и
технологиями.
Формы и методы профессиональной ориентации:
1.
Интегрирование математических знаний и знаний трудового
обучения.
2.
Организация производительного труда.
3.
Экскурсии.
4.
Факультативные занятия.
5.
Беседы о профессиях.
Результаты выпуска 2013-14 г.
штукатурно – малярного дела.
Группа – 5 человек.
Оценки: «5» - 4 чел., «4» - 1 чел.
Место поступления
ПУ г. Кулебаки
ПУ г. Вознесенск
Училище г. Кадом
Ш Р М
2
1
1
1
Результаты выпуска 2016-17 г.
штукатурно – малярного дела.
Группа – 7 человек.
Оценки: «5» - 6 чел., «4» - 1 чел.
Место поступления
ПУ г. Кулебаки
Училище г. Кадом
4
3