Напоминание

"Семья –ключ к счастью"


Автор: Зверева Ирина Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Проект
Тема: "Семья –ключ к счастью"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТ «СЕМЬЯ – КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ»

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Семья – ключ к счастью»

Основные разработчики

проекта

Зверева И.В., учитель

Цели и задачи проекта

Цель: создание единого пространства воспитания и развития

детей в образовательном учреждении и в семье. Задачи:

1.

Повысить профессиональную компетентность педагогов

в вопросах взаимодействия с родителями обучающихся.

2.

Повысить уровень педагогической культуры родителей,

их заинтересованности в воспитании и развитии детей.

3.

Создать совместно с педагогами и родителями, как в

образовательном

учреждении,

так

и

в

семье

позитивный

психологический климат.

4.

Поднять престиж семьи, её традиций.

5.

Создать

условия

для

о

с

о з

н а

н и я

ребёнком

своей индивидуальности, уникальности и

самоценности.

6.

Обогатить

социальный

опыт

детей,

формировать

способы

межличностного

общения

со

взрослыми

и

сверстниками.

7.

В ы р а б от ат ь

и

п р и н я т ь

ед и н ы е

т р е б о в а н и я ,

предъявляемые к ребёнку в образовательном учреждении и

дома, общий подход к воспитанию.

Основная идея проекта

социальное партнёрство образовательного учреждения и семьи

Миссия

объединить сообщество детей и воспитывающих их взрослых

Сроки реализации проекта

I

этап (подготовительный) – 01.09.2016 – 15.09.2017

II

этап (основной) – 16.09.2017 – 30.04.2018

III этап (заключительный) – 01.05.2018 – 31.05.2019

Перечень основных

мероприятий реализации

проекта

1.

Родительские гостиные «Клуб общения»

2.

Издательская деятельность: выпуск ежемесячной газеты

для родителей «Почемучки», буклетов для родителей

3.

Работа сайта образовательного учреждения

4.

Нетрадиционные родительские собрания

5.

Мини-проекты в детских объединениях

6.

Практикумы для родителей

7.

Организация почты для родителей

8.

Спортивные праздники

9.

Конкурс «Семья года»

Участники проекта

педагоги, обучающиеся и их родители.

Мотивация

личная заинтересованность всех участников проекта

Возможные риски

нежелание родителей идти на контакт, участвовать в

совместных мероприятиях

Продукт

создание системы целенаправленного продуктивного

взаимодействия субъектов педагогического процесса в

образовательном учреждении

Ожидаемые конечные

результаты

создание положительного эмоционального

микроклимата в образовательном учреждении

повышение педагогической грамотности родителей

повышение профессиональной компетентности

педагогов

обогащение

опыта межличностного

общения

детей,

родителей и педагогов

продуктивное творческое взаимодействие педагогов и

родителей.

Актуальность

На протяжении многих лет система образования существовала изолированно от

семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И

сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию

ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение, потом школу.

Проблема

взаимодействия

образовательного

учреждения

с

семьёй

всегда

была

актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением

структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях).

Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают

отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести

достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения

уступать, уважать интересы других людей.

В

договоре

между

образовательным

учреждением

и

родителями

(лицами,

их

заменяющими) указана обязанность родителей «взаимодействовать с образовательным

учреждением по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии с

Законом

РФ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

родители

(законные

представители) несовершеннолетних детей имеют право «защищать законные интересы

ребёнка, принимая участие в управлении образовательным учреждением», а также несут

ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

Роль,

обязанности

и

ответственность

образовательного

учреждения

при

взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта

об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна

предоставляться помощь «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей».

Примерный

Устав

образовательного

учреждения

в

РФ

определяет

сотрудничество

с

семьёй

по

вопросам

воспитания

и

обучения

детей

как

обязанность

педагога

образовательного учреждения.

2

Противоречие

Между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, а в

результате не возникает сотрудничества в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Основные трудности во взаимодействии:

- преимущественно односторонняя инициатива в общении;

- отсутствие

взаимопонимания

в

результате

некомпетентности

родителей

в

вопросах

воспитания и развития детей.

Анкетирование по выявлению возможностей и затруднений педагогов показало, что

наибольшие затруднения у педагогов вызывает изучение особенностей и потребностей

семей и организация на этой основе взаимодействия с ними.

Гипотеза проекта

Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и

развития

ребёнка

двусторонним

и

более

качественным.

Проблема

партнёрства

предполагает

не

только

взаимодействие,

взаимные

обязательства,

но

и

повышение

социальной

компетентности

педагогов

вопросах

изучения

семей,

установления

контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и

педагогической грамотности родителей.

Анализ ресурсов

Кадры

В образовательном учреждении работают специалисты: учитель – логопед, педагог

– психолог, учителя физической культуры, музыки, иностранного языка.

Наличие

в

образовательном

учреждении

специалистов

даёт

возможность

осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную

консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.

Материально-техническая база

В

образовательном

учреждении

созданы

необходимые

условия

для

организации

совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по

их запросам: изолированные актовый и спортивный зал, кабинет для индивидуальных

занятий с логопедом и психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой,

пособиями, играми.

Таким

образом,

созданные

в

образовательном

учреждении

условия

должны

способствовать успешной реализации проекта.

Разработка и выполнение проекта

Разработка концепции проекта, оценка и утверждение

3

Создание творческой группы педагогов

Составление перспективного плана работы – определение целей, результатов,

планирование системы мероприятий, определение сроков, выбор и назначение

ответственных.

Разработка сценариев мероприятий

Продуктивная деятельность всех участников проекта.

План реализации проекта

Этапы реализации

проекта

Цели этапа

Основные мероприятия

Примечание

I этап

(подготовительный)

01.09.2016 –

15.09.2017

1) Мониторинговые,

диагностические

исследования и

определение

перспектив.

Социальный опрос семей

(выявление социального

статуса)

На первом этапе: -

Разрабатывается

паспорт проекта,

определяется его цель

и основные задачи.

Анализ результатов

анкетирования родителей

2) Установление

партнёрских

отношений педагогов,

родителей, детей. 3)

Создание единого

социокультурного

пространства. 4)

Составление

перспективного плана

мероприятий,

подготовка к

проведению

мероприятий

по изучению мнения об

удовлетворенности

количеством и качеством

образовательных услуг,

степенью вовлеченности в

деятельность

образовательного

учреждения на конец

2012 – 2013 учебного года

-

Определяются

участники проекта.

-

В ходе

реализации групповых

минипроектов

участниками

планируются

обучающиеся,

педагоги, родители. -

Определяется

содержание проекта,

разрабатывается

перспективное

планирование по

работе с детьми,

составляется план

взаимодействия с

родителями и

педагогами.

Подбор методической

литературы

Оснащение развивающей

среды

Составление плана

мероприятий

Общее родительское

собрание с целью

ознакомления с

основными

мероприятиями проекта

II этап

(основной)

16.09.2017 –

30.04.2018

1 )

С о з д а н и е

эмоционально

благополучной

атмосферы

дома

и

в

образовательном

у ч р е ж д е н и и ,

г д е

взаимоотношения

между

взрослыми

и

детьми

построены

на

основе

Проведение родительских

гостиных (ежемесячно,

последняя пятница

месяца) по плану

(приложение к годовому

плану образовательного

учреждения)

Это

непосредственно

реализация

с а мо го

проекта,

в

рамках

ко т о р о г о

в е д е т с я

р а б о т а

п о

т р е м

направлениям:

работа

педагогов

с

детьми,

р а б о т а

д е т е й

и

родителей,

р а б о т а

Выпуск

ежемесячной

газеты

«Почемучки»,

4

доброжелательности и

взаимоуважении,

где

р е б е н о к

б у д е т

ч у в с т в о в а т ь

с е б я

ж е л а н н ы м

и

защищенным.

2)Формирование

у

д е т е й

и н т е р е с а

к

с в о е й

с е м ь е ,

сохранению семейных

традиций

и

обычаев,

воспитание

уважения

к членам семьи.

3) Привлечение

родителей к

непосредственной

творческой

деятельности с детьми,

к активной

созидательной

издание буклетов

п е д а г о г о в

и

родителей.

С

детьми

проводятся занятия по

проекту,

организовывается

с о в м е с т н а я

и

самостоятельная

деятельность детей по

о з н а к о м л е н и ю

с

семейными

ценностями

Организация работы сайта

образовательного

учреждения

Выпуск стенных газет,

выставка

фотографий

«Моя семья»

Составление семейного

древа с презентацией

Консультации для

родителей «Чем занять

ребенка в свободное время

», «Что значит крепкая

семья»,

«Типология семьи» и.т.д.

Создание альбома детей

группы «Наши дружные

семьи»

Разработка и реализация

мини-проектов в группах

Проведение родительских

воспитательной

практике по

возрождению семейных

традиций

собраний в

нетрадиционной форме

Организация работы

почты

Спортивные праздники

Организация работы

консультационного пункта

для родителей по

вопросам воспитания и

обучения детей

III этап

(заключительный)

01.05.2018 –

31.05.2019

1)

Анкетирование

родителей и

диагностика уровня

сформированности

сопричастности детей

к семейным традициям

и ценностям семьи. 2)

Анкетирование

родителей по изучению

мнения об

удовлетворенности

количеством и

Семейная гостиная

«Цветок семейного

счастья»

Третий этап включает в

себя презентацию

проекта, которая

проходит в форме

семейной гостиной

«Цветок семейного

счастья», посвящённой

Дню семьи. В рамках

семейной гостиной

организуется стендовая

презентация и

выставки творческих

Конкурс «Семья года»

Проведение круглого стола

с целью подведения итогов

реализации проекта.

Книга отзывов группы.

5

качеством

образовательных услуг,

степенью

вовлеченности в

деятельность

образовательного

учреждения

2)

Анализ и

подведение итогов

работы.

работ детей. А также

традиционно

проводится конкурс

«Семья года»

Анкетирование

родителей с целью -

изучения мнения об

удовлетворенности

количеством и

качеством предлагаемых

образовательных услуг в

образовательном

учреждении;

- изучения мнения об

удовлетворенности

степенью вовлеченности в

деятельность ОУ

Управление

проектом

осуществляется

через

систему

контроля

и

анализа

деятельности

участников

проекта

всех

субъектов

педагогического

процесса.

Контрольно-оценочный

блок

предполагает

анализ

эффективности

взаимодействия

образовательного учреждения и семьи:

Использование

экспресс

-

методов

сразу

после

проведения

того

или

иного

мероприятия:

- оценочные листы

- книга отзывов

- самоанализ педагогов

- фотовыставки о проведении мероприятий

Анкетирование родителей

Анализ показателей эффективности работы образовательного учреждения с

семьёй:

- появление

у

родителей

интереса

к

жизни

детей

в

образовательном

учреждении,

содержанию деятельности и т.д.;

- возникновение дискуссий по инициативе родителей;

- увеличение

числа

вопросов

к

педагогу,

касающихся

формирования

личности,

воспитания и развития детей;

- повышение активности в мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении.

Презентация проекта

- Оформление фотостенда «Семья – ключ к счастью»

- Презентация проекта родителям и педагогам образовательного учреждения.

Результаты реализации проекта:

6

Увеличена

доля

родителей,

удовлетворенных

количеством и

качеством

образовательных

услуг,

степенью

вовлеченности

в

деятельность

образовательного учреждения с 95% до 98,5%.

Повысилась активность родителей при посещении родительских собраний, семинаров,

практикумов, праздников и т.д.

Повысилась активность родителей по обращениям за консультацией к педагогам по

разным направлениям работы с детьми, по воспитанию детей.

7



В раздел образования