Автор: Зверева Ирина Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Проект
Тема: "Семья –ключ к счастью"
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТ «СЕМЬЯ – КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ»
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Семья – ключ к счастью»
Основные разработчики
проекта
Зверева И.В., учитель
Цели и задачи проекта
Цель: создание единого пространства воспитания и развития
детей в образовательном учреждении и в семье. Задачи:
1.
Повысить профессиональную компетентность педагогов
в вопросах взаимодействия с родителями обучающихся.
2.
Повысить уровень педагогической культуры родителей,
их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
3.
Создать совместно с педагогами и родителями, как в
образовательном
учреждении,
так
и
в
семье
позитивный
психологический климат.
4.
Поднять престиж семьи, её традиций.
5.
Создать
условия
для
о
с
о з
н а
н и я
ребёнком
своей индивидуальности, уникальности и
самоценности.
6.
Обогатить
социальный
опыт
детей,
формировать
способы
межличностного
общения
со
взрослыми
и
сверстниками.
7.
В ы р а б от ат ь
и
п р и н я т ь
ед и н ы е
т р е б о в а н и я ,
предъявляемые к ребёнку в образовательном учреждении и
дома, общий подход к воспитанию.
Основная идея проекта
социальное партнёрство образовательного учреждения и семьи
Миссия
объединить сообщество детей и воспитывающих их взрослых
Сроки реализации проекта
I
этап (подготовительный) – 01.09.2016 – 15.09.2017
II
этап (основной) – 16.09.2017 – 30.04.2018
III этап (заключительный) – 01.05.2018 – 31.05.2019
Перечень основных
мероприятий реализации
проекта
1.
Родительские гостиные «Клуб общения»
2.
Издательская деятельность: выпуск ежемесячной газеты
для родителей «Почемучки», буклетов для родителей
3.
Работа сайта образовательного учреждения
4.
Нетрадиционные родительские собрания
5.
Мини-проекты в детских объединениях
6.
Практикумы для родителей
7.
Организация почты для родителей
8.
Спортивные праздники
9.
Конкурс «Семья года»
Участники проекта
педагоги, обучающиеся и их родители.
Мотивация
личная заинтересованность всех участников проекта
Возможные риски
нежелание родителей идти на контакт, участвовать в
совместных мероприятиях
Продукт
создание системы целенаправленного продуктивного
взаимодействия субъектов педагогического процесса в
образовательном учреждении
Ожидаемые конечные
результаты
•
создание положительного эмоционального
микроклимата в образовательном учреждении
•
повышение педагогической грамотности родителей
•
повышение профессиональной компетентности
педагогов
•
обогащение
опыта межличностного
общения
детей,
родителей и педагогов
•
продуктивное творческое взаимодействие педагогов и
родителей.
Актуальность
На протяжении многих лет система образования существовала изолированно от
семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И
сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию
ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение, потом школу.
Проблема
взаимодействия
образовательного
учреждения
с
семьёй
всегда
была
актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением
структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях).
Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают
отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести
достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения
уступать, уважать интересы других людей.
В
договоре
между
образовательным
учреждением
и
родителями
(лицами,
их
заменяющими) указана обязанность родителей «взаимодействовать с образовательным
учреждением по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии с
Законом
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
родители
(законные
представители) несовершеннолетних детей имеют право «защищать законные интересы
ребёнка, принимая участие в управлении образовательным учреждением», а также несут
ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
Роль,
обязанности
и
ответственность
образовательного
учреждения
при
взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна
предоставляться помощь «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей».
Примерный
Устав
образовательного
учреждения
в
РФ
определяет
сотрудничество
с
семьёй
по
вопросам
воспитания
и
обучения
детей
как
обязанность
педагога
образовательного учреждения.
2
Противоречие
Между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, а в
результате не возникает сотрудничества в вопросах воспитания и развития ребёнка.
Основные трудности во взаимодействии:
- преимущественно односторонняя инициатива в общении;
- отсутствие
взаимопонимания
в
результате
некомпетентности
родителей
в
вопросах
воспитания и развития детей.
Анкетирование по выявлению возможностей и затруднений педагогов показало, что
наибольшие затруднения у педагогов вызывает изучение особенностей и потребностей
семей и организация на этой основе взаимодействия с ними.
Гипотеза проекта
Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и
развития
ребёнка
двусторонним
и
более
качественным.
Проблема
партнёрства
предполагает
не
только
взаимодействие,
взаимные
обязательства,
но
и
повышение
социальной
компетентности
педагогов
(в
вопросах
изучения
семей,
установления
контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и
педагогической грамотности родителей.
Анализ ресурсов
Кадры
В образовательном учреждении работают специалисты: учитель – логопед, педагог
– психолог, учителя физической культуры, музыки, иностранного языка.
Наличие
в
образовательном
учреждении
специалистов
даёт
возможность
осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную
консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.
Материально-техническая база
В
образовательном
учреждении
созданы
необходимые
условия
для
организации
совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по
их запросам: изолированные актовый и спортивный зал, кабинет для индивидуальных
занятий с логопедом и психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой,
пособиями, играми.
Таким
образом,
созданные
в
образовательном
учреждении
условия
должны
способствовать успешной реализации проекта.
Разработка и выполнение проекта
•
Разработка концепции проекта, оценка и утверждение
3
•
Создание творческой группы педагогов
•
Составление перспективного плана работы – определение целей, результатов,
планирование системы мероприятий, определение сроков, выбор и назначение
ответственных.
•
Разработка сценариев мероприятий
•
Продуктивная деятельность всех участников проекта.
План реализации проекта
Этапы реализации
проекта
Цели этапа
Основные мероприятия
Примечание
I этап
(подготовительный)
01.09.2016 –
15.09.2017
1) Мониторинговые,
диагностические
исследования и
определение
перспектив.
Социальный опрос семей
(выявление социального
статуса)
На первом этапе: -
Разрабатывается
паспорт проекта,
определяется его цель
и основные задачи.
Анализ результатов
анкетирования родителей
2) Установление
партнёрских
отношений педагогов,
родителей, детей. 3)
Создание единого
социокультурного
пространства. 4)
Составление
перспективного плана
мероприятий,
подготовка к
проведению
мероприятий
по изучению мнения об
удовлетворенности
количеством и качеством
образовательных услуг,
степенью вовлеченности в
деятельность
образовательного
учреждения на конец
2012 – 2013 учебного года
-
Определяются
участники проекта.
-
В ходе
реализации групповых
минипроектов
участниками
планируются
обучающиеся,
педагоги, родители. -
Определяется
содержание проекта,
разрабатывается
перспективное
планирование по
работе с детьми,
составляется план
взаимодействия с
родителями и
педагогами.
Подбор методической
литературы
Оснащение развивающей
среды
Составление плана
мероприятий
Общее родительское
собрание с целью
ознакомления с
основными
мероприятиями проекта
II этап
(основной)
16.09.2017 –
30.04.2018
1 )
С о з д а н и е
эмоционально
благополучной
атмосферы
дома
и
в
образовательном
у ч р е ж д е н и и ,
г д е
взаимоотношения
между
взрослыми
и
детьми
построены
на
основе
Проведение родительских
гостиных (ежемесячно,
последняя пятница
месяца) по плану
(приложение к годовому
плану образовательного
учреждения)
Это
непосредственно
реализация
с а мо го
проекта,
в
рамках
ко т о р о г о
в е д е т с я
р а б о т а
п о
т р е м
направлениям:
работа
педагогов
с
детьми,
р а б о т а
д е т е й
и
родителей,
р а б о т а
Выпуск
ежемесячной
газеты
«Почемучки»,
4
доброжелательности и
взаимоуважении,
где
р е б е н о к
б у д е т
ч у в с т в о в а т ь
с е б я
ж е л а н н ы м
и
защищенным.
2)Формирование
у
д е т е й
и н т е р е с а
к
с в о е й
с е м ь е ,
сохранению семейных
традиций
и
обычаев,
воспитание
уважения
к членам семьи.
3) Привлечение
родителей к
непосредственной
творческой
деятельности с детьми,
к активной
созидательной
издание буклетов
п е д а г о г о в
и
родителей.
С
детьми
проводятся занятия по
проекту,
организовывается
с о в м е с т н а я
и
самостоятельная
деятельность детей по
о з н а к о м л е н и ю
с
семейными
ценностями
Организация работы сайта
образовательного
учреждения
Выпуск стенных газет,
выставка
фотографий
«Моя семья»
Составление семейного
древа с презентацией
Консультации для
родителей «Чем занять
ребенка в свободное время
», «Что значит крепкая
семья»,
«Типология семьи» и.т.д.
Создание альбома детей
группы «Наши дружные
семьи»
Разработка и реализация
мини-проектов в группах
Проведение родительских
воспитательной
практике по
возрождению семейных
традиций
собраний в
нетрадиционной форме
Организация работы
почты
Спортивные праздники
Организация работы
консультационного пункта
для родителей по
вопросам воспитания и
обучения детей
III этап
(заключительный)
01.05.2018 –
31.05.2019
1)
Анкетирование
родителей и
диагностика уровня
сформированности
сопричастности детей
к семейным традициям
и ценностям семьи. 2)
Анкетирование
родителей по изучению
мнения об
удовлетворенности
количеством и
Семейная гостиная
«Цветок семейного
счастья»
Третий этап включает в
себя презентацию
проекта, которая
проходит в форме
семейной гостиной
«Цветок семейного
счастья», посвящённой
Дню семьи. В рамках
семейной гостиной
организуется стендовая
презентация и
выставки творческих
Конкурс «Семья года»
Проведение круглого стола
с целью подведения итогов
реализации проекта.
Книга отзывов группы.
5
качеством
образовательных услуг,
степенью
вовлеченности в
деятельность
образовательного
учреждения
2)
Анализ и
подведение итогов
работы.
работ детей. А также
традиционно
проводится конкурс
«Семья года»
Анкетирование
родителей с целью -
изучения мнения об
удовлетворенности
количеством и
качеством предлагаемых
образовательных услуг в
образовательном
учреждении;
- изучения мнения об
удовлетворенности
степенью вовлеченности в
деятельность ОУ
Управление
проектом
осуществляется
через
систему
контроля
и
анализа
деятельности
участников
проекта
–
всех
субъектов
педагогического
процесса.
Контрольно-оценочный
блок
предполагает
анализ
эффективности
взаимодействия
образовательного учреждения и семьи:
•
Использование
экспресс
-
методов
сразу
после
проведения
того
или
иного
мероприятия:
- оценочные листы
- книга отзывов
- самоанализ педагогов
- фотовыставки о проведении мероприятий
•
Анкетирование родителей
•
Анализ показателей эффективности работы образовательного учреждения с
семьёй:
- появление
у
родителей
интереса
к
жизни
детей
в
образовательном
учреждении,
содержанию деятельности и т.д.;
- возникновение дискуссий по инициативе родителей;
- увеличение
числа
вопросов
к
педагогу,
касающихся
формирования
личности,
воспитания и развития детей;
- повышение активности в мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении.
Презентация проекта
- Оформление фотостенда «Семья – ключ к счастью»
- Презентация проекта родителям и педагогам образовательного учреждения.
Результаты реализации проекта:
6
•
Увеличена
доля
родителей,
удовлетворенных
количеством и
качеством
образовательных
услуг,
степенью
вовлеченности
в
деятельность
образовательного учреждения с 95% до 98,5%.
•
Повысилась активность родителей при посещении родительских собраний, семинаров,
практикумов, праздников и т.д.
•
Повысилась активность родителей по обращениям за консультацией к педагогам по
разным направлениям работы с детьми, по воспитанию детей.
7