"Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции"
Автор: Климова Елена Владимировна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ЧПОУ ТОСПО "Тюменский колледж экономики, управления и права" Населённый пункт: Тюмень Наименование материала: методическая разработка учебного занятия по математике Тема: "Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции" Раздел: среднее профессиональное
Частное профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
Методическая разработка открытого учебного занятия
по дисциплине «Математика»
для студентов специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Тюмень 2016
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Математика»
со ставлена
в
соответствии
с
Федеральным
го суд а р с т в е н н ы м
образовательным
стандартом
по
специальности
19.02.10
Технология
продукции
общественного
питания
и
рекомендована
к
использованию
в
учебном процессе.
СОГЛАСОВАНО
Методист
_____________ И.Ю.Павлова
_____._____. 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
от ___.___.20___ № ___
Председатель цикловой комиссии
______________ Н.Н.Дедова
Автор-составитель:
Климова
Е.В.–
преподаватель
математики
ЧПОУ
ТОСПО «ТюмКЭУП»
Пояснительная записка
Открытое учебное занятие по теме «Геометрический смысл производной.
Уравнение
касательной
к
графику
функции»
в
рамках
дисциплины
«Математика»
проводится
с
использованием
технологии
развития
критического мышления через чтение и письмо.
Дисциплина «Математика» относится к общеобразовательному циклу и
изучается
на
1
курсе,
когда
студенты
уже
имеют
представление
о
производной. Согласно календарно-тематическому плану изучению данной
темы отводится 2 часа.
В ходе занятия предполагается активное применение деятельности метода
обучения, проявляющегося в изучении производной функции,.
Совместная деятельность преподавателя и студентов направлена на
формирование следующих общих компетенций, регламентированных ФГОС
по специальности :
ОК 2. Организовывает собственную деятельность, выбирает типовые методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивает
их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несёт
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься
саморазвитием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
На занятии присутствуют здоровьесберегающие элементы, т.к. студент на
занятии производят различные задания.
В ходе занятия создаются условия для выдвижения версий и идей как в
индивидуальной, так и в общей групповой деятельности.
На учебном занятии предполагается использование видеопроектора.
Время проведения занятия – 90 минут
ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №36
Тема:
Геометрический
смысл
производной.
Уравнение
касательной
к
графику
функции.
Ц е л ь
у ч е б н о г о
занятия
Выявление
геометрического
смысла
производной,
нахождение
уравнения касательной к графику функции
Задачи
Обучающая:
расширить знания о производной
Развивающая:
формирование
навыков
самостоятельной
работы
по
творческому заданию
формирование навыков работы по вопросам преподавателя .
Воспитательная:
способствовать воспитанию профессиональных и личностных
качеств, культуры умственного труда, культуры общения,
формированию коммуникативных качеств обучающихся.
Т и п
у ч е б н о г о
занятия:
Занятие усвоения новых знаний обучающихся
В и д
у ч е б н о г о
занятия:
Лекция с элементами самостоятельной работы
Средства
обучения
(оборудование,
дидактический
материал)
1.Мультимедийное оборудование.
2. Презентация «Геометрический смысл производной. Уравнение
касательной к графику функции».
3. Заготовки для проверочной работы.
4. Учебник Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Алимов Ш.А.
5. Рабочие тетради, справочники с формулами
Внутри
дисциплинарные
связи
Тема: Производная. Производная степенной функции.
Тема: Таблица производных, правила дифференцирования.
Тема: Производные элементарных функций.
Междисциплинарные
связи
- физика
- химия
- биология
Формируемые
компетенции:
ОК
2
Организовывает
собственную
деятельность,
выбирает
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивает их эффективность и качество.
ОК
3
Принимает
решения
в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях и несёт за них ответственность.
ОК
4
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК
8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
саморазвитием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК
9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной
деятельности.
Формируемые
умения:
- находить угловой коэффициент касательной к графику функции
- находить угол между касательной и графиком функции
- составлять уравнение касательной к графику функции по
указанному алгоритму
Формируемые
знания:
- понятие углового уравнения касательной к графику функции
- геометрический смысл производной;
-
формулы
нахождения
уравнения
касательной
к
графику
функции и ее углового коэффициента.
Ход занятия
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Ожидаемый результат
1.
Организационный
этап 1-2 мин.
Проверить готовность
студентов к работе
П р и в е т с т в у е т
с т у д е н т о в .
Проверяет готовность студентов к
занятию. Организует внимание.
Приветствуют преподавателя
О К
2 .
Д е м о н с т р и р у ю т
готовность к занятию
2.
Психологический
настрой на занятие
6 мин.
Подготовить
с т у д е н т о в
к
продуктивной работе
Отвечает на вопрос: Где в жизни
п р и м е н я е т с я
п р о и з в о д н а я ?
П о к а з ы в а е т
п р е з е н т а ц и ю ,
комментирует (Прил.2)
Отвечают на вопросы, слушают
п р е п о д а в а т е л я ,
с м о т р я т
презентацию
О К
2 .
П о л ож и т е л ь н ы й
н а с т р о й
н а
з а н я т и е ,
благоприятный
психологический
климат
на
занятии.
3.
Актуализация
опорных знаний и
умений 15 мин
Проверить
уровень
освоенности
ранее
изученного материала
П р е д л а г а е т
и с п е ч ь
п и ц ц у
(шаблоны из бумаги). Но продукты
для
пиццы
студенты
получают
по сле
выполнения
з а д а н и й .
(Прил.1)
Выполняют задания в группах
называют
правильный
ответ,
получают продукты и клеят на
основу.
ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК
9.
Проявляют
интерес
к
п р о й д е н н о й
т е м е ,
анализируют,
работают
в
г р у п п а х ,
п р о я в л я ю т
творческие способности
4. Постановка цели
занятия 2 мин
Сформулировать тему,
цель и задачи занятия.
Объявляет тему занятия. Помогает
сформулировать
цель
занятия.
Просит записать в тетрадь
Слушают.
Формулируют
цель.
Записывают в тетради.
ОК
2,
ОК
4
Проявляют
интерес к новой теме
5. Изучение нового
материала 30 мин
П о з н а к о м и т ь
с
основными понятиями
темы.
Рассказывает
- уравнение линейной функции
- понятие углового коэффициента
- определение линейной функции
-
суть
геометрического
смысла
производной
- уравнение к касательной графика
функции
- алгоритм нахождения уравнения
касательной
- рассмотрение примеров
Вовлекает обучающихся в беседу.
К о м м е н т и р у е т
с л а й д ы
презентации (Прил.2)
В н и м а т е л ь н о
с л у ш а ю т
объяснение
преподавателя
и
записывают в тетрадь основные
понятия. Отвечают на вопросы
преподавателя.
ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 9
Анализируют,
устанавливают связи
изучаемой темы с
окружающим миром
6.
Физкультминутка
2 мин
Дать отдохнуть
Предлагает
встать
и
выполнить
упражнения для головы, шейного
и грудного отделов позвоночника
Слушают
преподавателя
и
выполняют заданное
7. Формирование
умений и навыков
25 мин
Проверить
уровень
освоения
изученной
темы.
Предлагает закрепить полученные
знания
решением
заданий
из
учебника (Прил.3).
Выполняют
задания
заданные
преподавателем по желанию у
доски
ОК
2,
ОК
3,
ОК
4,
ОК
8
Размышляют
логиче ски,
находят правильное решение
8. Домашнее
задание 2-3 мин
Сообщить
домашнее
задание.
Разъяснить
методику выполнения
упражнения.
Предлагает
записать
домашнее
задание по учебнику в тетрадях.
Знакомятся
с
содержанием
домашнего задания.
О К
2 ,
О К
4 ,
О К
9
з а п и с ы в а ю т
д о м а ш н е е
задание
9. Рефлексия 5 мин
Д а т ь
о ц е н к у
достижения цели.
Предлагает ответить на вопросы:
1. Что нового узнали на занятии?
2.
Что
вам
запомнилось
больше
всего?
О т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы .
Определяют,
достигнута
ли
цель занятия.
ОК
2,
ОК
3,
ОК
4
Умеют
о п р ед е л и т ь ,
н а с ко л ь ко
достигнута
цель
занятия,
высказать свое отношение к
занятию
10. Итог занятия 3-5
мин
Дать
оценку
работы
студентов на занятии.
Благодарит
за
работу,
отмечает
о собо
активных
с т уд е н т о в .
Выставляет оценки.
Дают
оценку
своей
работы,
оценку занятия.
О К
2 ,
О К
6
У м е ю т
формулировать
оценку
и
самооценку работы
Литература:
1.
Алгебра
и
начала
анализа:
учеб.
для
10-11
класса
общеобразоват.
учреждений/ [Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.]. -15-е
изд.- М.: Просвещение, 2007. – 384 с. : ил.
2.
Алгебра и начала анализа 11 класс: поурочные планы по учебнику
Ш.А.Алимова
и
др.
–
Ч. I/авт.-
сост.
Г.И.Григорьева.
–
Волгоград:
Учитель, 2006 г.- 159 с.
3.
Алгебра
и
начала
математического
анализа.
10
класс
(профильный
уровень):
методическое
пособие
для
учителя/
А.Г.Мордкович,
П.В.Семенов. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.- 239 с.: ил.
4.
Алгебра
и
начала
анализа
для
11
класса
(поурочные
планы)/
Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. Издательство «Учитель», 1999. – 168 с.
Приложение 1
«Испечь» пиццу, решив задачи.
x
x
x
x
nx
x
e
e
C
n
n
x
x
sin
)
(cos
cos
)
(sin
)
(
2
)
(
0
)
(
1
2
2
2
1
)
1
(
5
)
3
5
(
2
1
)
(
2
)
1
2
(
x
x
x
x
x
x
4
5
5
4
5
)
7
(
28
)
7
(
x
x
x
x
Приложение 2
Презентация «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к
графику функции».
Приложение 3
Решение заданий по изученной теме по учебнику Алгебра и начала анализа 10-11