Напоминание

Этнокультурные традиции духовно–нравственного воспитания детей


Автор: Базаева Валентина Владимировна
Должность: учитель мокшанского языка
Учебное заведение: МБОУ "Кадошкинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Кадошкино
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурные традиции духовно–нравственного воспитания детей
Раздел: среднее образование





Назад




В.В. Базаева, учитель мокшанского языка МОУ

«Кадошкинская СОШ» Кадошкинского района

Этнокультурные традиции духовно-нравственного

воспитания детей

Российское общество переживает в настоящее время духовно-

нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением

перемен, произошедших в общественном сознании и государственной

политике. Российское государство лишилось официальной идеологии,

общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму

оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции

действующей системы образования. Следствием этого стало то, что

совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том

числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с

точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача

духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет

чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить

сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной

безопасности страны.

Миссией образования является формирование нравственного,

образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к

саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество

гражданина. При ее достижении необходимо учитывать экономические,

политические, демографические, социально − нравственные факторы

негативного содержания. Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал

народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет

духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как

исторической общности».

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории,

бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без

знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого

наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Одной из важнейших задач современной школы является изучение и

освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.

В

большинстве поликультурных сельских районах происходит сложный и

противоречивый процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения

культур, что выдвигает перед школой задачу реализации в сельском социуме

этнокультурного образования, обеспечивающего становление этнокультурной

компетентности сельских школьников, формирование у молодого поколения

знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и

вероисповеданий. Научить людей жить вместе – одна из важнейших задач

современной сельской школы, и она может быть решена на основе концепции

этнокультурного образования. Кроме того, в условиях прогрессирующей

культурной глобализации в поликультурных районах возникает опасность

утраты культурного наследия, а в социально-психологическом аспекте

взрослеющая личность оказывается в неустойчивом проблемном состоянии, в

котором испытывает затруднения в развитии своей этнокультурной

идентичности. Таким образом, определяется необходимость разработки

программы развития этнокультурной личности в условиях районов с

поликультурным составом населения. Этнокультурное образование в

условиях сельского социума призвано решить двуединую задачу: освоение

молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к

ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является

воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию

национально-культурной идентичности, сохраняя свою национальную

культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира,

признающей и организующей партнерство представителей различных

культур.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную,

творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно

изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для

воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в

народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на

протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая

задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об

образовании, воспитателям необходимо помнить о бережном отношении к

родному языку, истории, культуре.

Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли

современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на

народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной

художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное

искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека

к миру, к своему дому, Родине. Связь времен неразрывна, и в нашем

сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Приобщение

учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во

внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового и

патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности происходит

знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного

края, традициями и обычаями своего народа. Использование этнопедагогики

в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного

края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего

патриотизма. В практике можно использовать различные методы и приемы

знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники (зимний,

весенний, летний и осенний периоды), посиделки с обычаями и обрядами,

организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся,

конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи .

с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко

использовать современные компьютерные технологии.

Всех педагогов без исключения волнуют вопросы воспитания и

обучения подрастающего поколения. Несколько лет назад перед

образованием нашей республики была поставлена задача –учить детей

мордовским языкам (мокшанскому или эрзянскому) языкам. Это связано в

первую очередь с тем, что назрела необходимость не только возрождать

мордовскую национальность и язык, но и принимать все меры, чтобы

изучение языка дало возможность изучить культуру. Усвоение второго языка-

это вхождение в новую культуру ,освоение ее. .

Мне, учителю мордовского языка, хочется передать своим ученикам

любовь, бережное отношение к родному мордовскому языку, чтобы дети

чувствовали себя по-настоящему счастливыми на мордовской земле. Свои

уроки стараюсь делать интересными. Дети на уроках очень любят играть, а

играя, хорошо усваивают материал. Использую материал связанный с

историческим прошлым, развитием села. замечательными земляками.

Например ,в 3 классе проходя тему «Тяла» (Зима) , где я параллельно

рассказываю о творчестве мордовского художника Ф.В.Сычкова и

рассматриваем его картины о зиме. Преподношу материал о современной

Мордовии. Слушаем мордовские песни, особенно детям нравится песня

«Луганяса келунясь». Они просят слушать ее снова и снова. Много рисуем, а

потом лучшие рисунки высылаем в редакцию журнала «Якстерь тяштеня» и

с нетерпением ждем выхода каждого журнала. Знакомясь с темой «Авань

праздник» (женский праздник) я одеваюсь в национальный костюм и

знакомлю детей с мокшанским нарядом, где формируется у детей

представление о мокшанской одежде. Часто использую нетрадиционную

форму проведения урока: путешествие по родному краю, экскурсия в

школьный музей. Краеведение воспитывает любовь к родному краю, дает те

знания, без которых невозможно сохранение памятников на местах. Помимо

уроков я веду внеурочную деятельность. Провожу с учащимися различного

рода мероприятия: викторина «Знаю ли я историю родного края»; цикл бесед:

«1000 лет как мордовский край присоединился к Российскому государству»;

принимаю участие в подготовке чтецов к конкурсам.

По мудрому выражению американского психолога Д.Пибоди

«Образование- это долг , который настоящее поколение должно уплатить

будущему» А этнокультурное образование- это тот долг, который ложится на

плечи государства, органов образования, родителей. В настоящее время ,

когда массовая культура накладывает свой отпечаток на душу растущего, еще

не совсем сформировавшегося ребенка, актуальна проблема воспитания

детей с учетом национальных традиций. Воспитывая детей в духе народных

традиций ,можно развить у них национальное самосознание, а значит, и

уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной

культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во

благо Отечество.



В раздел образования