Автор: Базаева Валентина Владимировна
Должность: учитель мокшанского языка
Учебное заведение: МБОУ "Кадошкинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Кадошкино
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурные традиции духовно–нравственного воспитания детей
Раздел: среднее образование
В.В. Базаева, учитель мокшанского языка МОУ
«Кадошкинская СОШ» Кадошкинского района
Этнокультурные традиции духовно-нравственного
воспитания детей
Российское общество переживает в настоящее время духовно-
нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением
перемен, произошедших в общественном сознании и государственной
политике. Российское государство лишилось официальной идеологии,
общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму
оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции
действующей системы образования. Следствием этого стало то, что
совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том
числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с
точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет
чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить
сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной
безопасности страны.
Миссией образования является формирование нравственного,
образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к
саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество
гражданина. При ее достижении необходимо учитывать экономические,
политические, демографические, социально − нравственные факторы
негативного содержания. Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал
народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет
духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как
исторической общности».
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории,
бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без
знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого
наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Одной из важнейших задач современной школы является изучение и
освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.
В
большинстве поликультурных сельских районах происходит сложный и
противоречивый процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения
культур, что выдвигает перед школой задачу реализации в сельском социуме
этнокультурного образования, обеспечивающего становление этнокультурной
компетентности сельских школьников, формирование у молодого поколения
знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и
вероисповеданий. Научить людей жить вместе – одна из важнейших задач
современной сельской школы, и она может быть решена на основе концепции
этнокультурного образования. Кроме того, в условиях прогрессирующей
культурной глобализации в поликультурных районах возникает опасность
утраты культурного наследия, а в социально-психологическом аспекте
взрослеющая личность оказывается в неустойчивом проблемном состоянии, в
котором испытывает затруднения в развитии своей этнокультурной
идентичности. Таким образом, определяется необходимость разработки
программы развития этнокультурной личности в условиях районов с
поликультурным составом населения. Этнокультурное образование в
условиях сельского социума призвано решить двуединую задачу: освоение
молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к
ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является
воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию
национально-культурной идентичности, сохраняя свою национальную
культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира,
признающей и организующей партнерство представителей различных
культур.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную,
творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно
изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для
воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в
народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на
протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая
задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об
образовании, воспитателям необходимо помнить о бережном отношении к
родному языку, истории, культуре.
Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли
современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на
народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной
художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное
искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека
к миру, к своему дому, Родине. Связь времен неразрывна, и в нашем
сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Приобщение
учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во
внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового и
патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности происходит
знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного
края, традициями и обычаями своего народа. Использование этнопедагогики
в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного
края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего
патриотизма. В практике можно использовать различные методы и приемы
знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники (зимний,
весенний, летний и осенний периоды), посиделки с обычаями и обрядами,
организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся,
конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи .
с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко
использовать современные компьютерные технологии.
Всех педагогов без исключения волнуют вопросы воспитания и
обучения подрастающего поколения. Несколько лет назад перед
образованием нашей республики была поставлена задача –учить детей
мордовским языкам (мокшанскому или эрзянскому) языкам. Это связано в
первую очередь с тем, что назрела необходимость не только возрождать
мордовскую национальность и язык, но и принимать все меры, чтобы
изучение языка дало возможность изучить культуру. Усвоение второго языка-
это вхождение в новую культуру ,освоение ее. .
Мне, учителю мордовского языка, хочется передать своим ученикам
любовь, бережное отношение к родному мордовскому языку, чтобы дети
чувствовали себя по-настоящему счастливыми на мордовской земле. Свои
уроки стараюсь делать интересными. Дети на уроках очень любят играть, а
играя, хорошо усваивают материал. Использую материал связанный с
историческим прошлым, развитием села. замечательными земляками.
Например ,в 3 классе проходя тему «Тяла» (Зима) , где я параллельно
рассказываю о творчестве мордовского художника Ф.В.Сычкова и
рассматриваем его картины о зиме. Преподношу материал о современной
Мордовии. Слушаем мордовские песни, особенно детям нравится песня
«Луганяса келунясь». Они просят слушать ее снова и снова. Много рисуем, а
потом лучшие рисунки высылаем в редакцию журнала «Якстерь тяштеня» и
с нетерпением ждем выхода каждого журнала. Знакомясь с темой «Авань
праздник» (женский праздник) я одеваюсь в национальный костюм и
знакомлю детей с мокшанским нарядом, где формируется у детей
представление о мокшанской одежде. Часто использую нетрадиционную
форму проведения урока: путешествие по родному краю, экскурсия в
школьный музей. Краеведение воспитывает любовь к родному краю, дает те
знания, без которых невозможно сохранение памятников на местах. Помимо
уроков я веду внеурочную деятельность. Провожу с учащимися различного
рода мероприятия: викторина «Знаю ли я историю родного края»; цикл бесед:
«1000 лет как мордовский край присоединился к Российскому государству»;
принимаю участие в подготовке чтецов к конкурсам.
По мудрому выражению американского психолога Д.Пибоди
«Образование- это долг , который настоящее поколение должно уплатить
будущему» А этнокультурное образование- это тот долг, который ложится на
плечи государства, органов образования, родителей. В настоящее время ,
когда массовая культура накладывает свой отпечаток на душу растущего, еще
не совсем сформировавшегося ребенка, актуальна проблема воспитания
детей с учетом национальных традиций. Воспитывая детей в духе народных
традиций ,можно развить у них национальное самосознание, а значит, и
уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной
культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во
благо Отечество.