Напоминание

"Русские орнаменты и узоры в современном декоративно–прикладном искусстве"


Автор: Кузнецова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " Ильичёвская детская школа искусств"
Населённый пункт: Красноярский край, Шушенский район, пос. Ильичёво
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Русские орнаменты и узоры в современном декоративно–прикладном искусстве"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Авторская

программа

по

декоративной

композиции

Тема: «Русские орнаменты и узоры в современном декоративно-прикладном

искусстве»

Автор: преподаватель художественного отделения первой квалификационной

категории МБУ ДО «Ильичевская детская школа искусств» Кузнецова Лариса

Анатольевна

Срок

реализации

программы:

1

год,

рассчитана

на

обучающихся

3-4

классов ДХШ и ДШИ

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Примерный учебно-тематический план программы

3.

Содержание учебно-тематического плана

4.

Словарь специальных терминов

5.

Список литературы

Рабочая программа

«Русские орнаменты и узоры в современном декоративно-прикладном

искусстве» (холодный батик).

Пояснительная записка

Учебные работы имеют эстетическое и функциональное значение.

Теоретический материал предусматривает изучение истории возникновения

батика, технологический процесс, последовательность выполнения работы.

В основе данной программы лежит изучение русского орнамента.

Учебная задача всего курса - вооружить обучающихся специальными

умениями и навыками, формировать их художественную культуру.

Обучение идёт во взаимосвязи с воспитанием нравственных, морально-

этических, трудовых качеств, любви к искусству, творчеству.

Большое значение на уроках имеет эмоциональный настрой, которому

способствует наглядность (иллюстративный материал).

В процессе обучения большое значение имеет самостоятельная работа,

способствующая активному развитию навыков.

Курс данной программы осваивается обучающимися 1 год.

Практические занятия составляют не менее 75% учебного времени.

Цель программы:

Цель данной программы – познакомиться с историей русского орнамента, с

историей возникновения батика, с технологическим процессом выполнения

холодного батика.

Основные задачи:

Познакомить

с

историей

и

развитием

русского

орнаментального

искусства;

Дать знания о технологии выполнения холодного батика;

Дать

понятие

об

орнаментальной

композиции,

видах

композиций

русского орнамента;

Обучить технологии и технике росписи ткани;

Развивать

творческие

способности,

наблюдательность,

воображение,

художественный вкус;

Воспитывать добросовестное отношение к труду;

Вызвать интерес обучающихся к декоративно-прикладному искусству,

пробудить желание самим создавать красивые изделия.

Все занятия построены на дидактических принципах, но особое внимание

уделяется

индивидуальной

творческой

работе.

Практические

работы

обучающихся могут быть учебными (репродуктивными) и творческими.

Особое внимание во время занятий следует уделять знанию и точному

соблюдению

всеми

обучающимися

правил

безопасности

т руда,

производственной

санитарии

и

личной

гигиены.

На

вводном

занятии

необходимо ознакомить обучающихся с общими правилами безопасности

труда.

Программа

рассчитана

на

обучающихся

3-4

классов,

учитывает

возрастные и индивидуальные особенности и интересы каждого.

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

Построение композиции русского орнамента.

Технологическую последовательность выполнения росписи ткани.

Историю развития батика.

Характерные особенности русского орнамента.

Ученик должен уметь:

Пользоваться материалами и инструментами.

Владеть технологией выполнения росписи ткани.

Примерный учебно-тематический план

№ Тема занятий

теория

практика

Всего

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие

История развития русского орнамента

История возникновения батика

Материаловедение и инструменты

Технологиче ская

п о с л ед о ват е л ь н о с т ь

выполнения росписи ткани

Эскизы русских орнаментов

Выполнение декоративной композиции

Практические упражнения росписи ткани

Роспись ткани

Заключительный урок

(просмотр итоговых работ)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

2

8

10

12

12

10

2

2

2

4

10

12

14

14

12

Всего

16

54

72

Содержание учебно-тематического плана занятий

1.Вводное занятие

Декоративно-прикладное искусство и его значение в жизни людей.

Программа,

содержание

работы

и

задачи.

Демонстрация

работ

росписи

тканей.

Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда,

производственной санитарии и личной гигиены.

2.История развития русского орнамента.

Русское орнаментальное искусство находилось под влиянием

Востока

и

Запада.

Заимствованы

и

переработаны

были

многие

формы

растительного

орнамента.

Основным

источником

служили

Византия

и

Кавказ.

В основе всей русской орнаментации лежат растительные формы. В

них наиболее распространённым был орнамент вьющейся лозы с крупными

цветами, заключёнными в кругах, образованных отростками.

В Киеве и других городах Древней Руси получил развитие плетёный

орнамент и так называемый «звериный стиль», широко распространённый в

искусстве

Западной

Европы

раннего

средневековья.

Плетёный

орнамент

приходит на смену геометрическому. Само плетение не было изобретением

мастеров Киевской Руси. Оно пришло из искусства других стран, главным

образом из стран Востока и Византии.

Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий

обогатило тематику орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных трав и

цветов в 16-17 вв. можно встретить стройный орнамент пышных листьев,

цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба. Корни его

уводят к памятникам Итальянского Возрождения.

Древнерусские

мастера

обладали

необыкновенно

тонким

чувством

меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции даже

при полном нарушении симметрии.

Основу

художественного

образа

данной

программы

составляет

нетрадиционное сочетание русского узорного орнамента, корнями уходящего

в восточные арабские вязи и современной технологии «холодного» батика,

предлагающей неограниченные возможности для обучающихся.

3.История батика.

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе

относятся к 1 веку н.э.

Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски,

который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным

способом: после того, как белое полотенце расчертят, его пропитывают не

красками,

но

поглощающими

краски

веществами;

когда

это

сделано,

на

полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котёл с горячей краской, в

надлежащее время вынимают окрашенным».

Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней

островах,

сохранилась

древнейшая

форма

резервирования,

которой

пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом

здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с

помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска

приготавливается из корня растения, окрашивание происходит в несколько

стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в

основном геометрические, реже – фигуративные изображения.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани

послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии.

Занятие

батиком

требовало

много

времени,

совершенствования

мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации.

Всё это вело к расцвету искусства батика.

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами –

кистями и при помощи деревянного штампа.

Первый способ был весьма трудоёмким и длительным. Из ручной

технологии

до

настоящего

времени

широко

распространена

техника

узелковой

окраски

ткани,

так

называемая «бандхана», при которой узор

выглядит составленным из мелких неровных пятнышек.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают

жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань

погружают

в

краску.

После

развязывания

на

месте

свивки

остаётся

непрокрас. Такая техника называется «лахерия». Она похожа на батик, но

здесь иной метод резервирования.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника

украшения шёлковой ткани методом набойки в Китае называлась «жанцзе» -

узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость.

Самым древним и традиционным методом нанесения узоров краской

метод «ланцзе» (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору

накладывается на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан,

потом воск удаляли, и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной.

В начале 19 века изготовление тканей и узоров достигло большого

совершенства,

но

творчество

в

орнаментике

начинает

вытесняться

штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с

Европой налаживалась издревле по Шёлковому пути.

Что такое батик?

Батик

индонезийское

слово.

Оно

означает

рисовать,

покрывать

каплями,

штриховать.

В

расхожем

употреблении

батиком

называют

расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик – конкретная

технология окрашивания и украшения ткани.

Наиболее

характерная

особенность

батика

так

называемое

«резервирование», т.е. нанесение определённого состава на ткань с целью

сохранить и выделить цвета узора или фона.

Для

«холодного»

батика

характерен

лаконизм,

элегантная

чёткость

контуров

рисунка;

легко

применяются

акварельные

техники

заливки,

растяжки тона, лессировочные техники. Для создания фактуры используются

различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на

разных видах ткани, дают невообразимые вариации рисунков.

4.Материаловедение и инструменты.

Оборудование:

Набор стеклянных трубочек (различного диаметра)

Кисти (беличьи № 6-8)

Ткань (для вытирания трубочки)

Материалы:

Набор красок для росписи ткани

Рамка (для натягивания ткани)

Ткань (шифон)

1.

Технологическая последовательность выполнения росписи ткани

Закрепление ткани на раме

Перевод рисунка на ткань

Нанесение резерва на ткань

Роспись изделия

Правила работы со стеклянной трубочкой:

После набора резерва в трубочку её нужно обтереть сухой салфеткой,

которую необходимо иметь при себе;

В

начале

линии

может

образоваться

капля;

чтобы

избежать

этого,

можно перед начальной точкой или в начале проводимой линии подставить

кусочек салфетки или бумаги, или быстро опустить трубочку на ткань и тут

же проводить линию, не дожидаясь, когда появиться капля;

Линию нужно вести быстро и уверенно, иначе в местах замедленного

движения может образоваться капля;

Чтобы линия на ткани велась равномерно и гладко, необходимо следить

за кончиком трубочки и стараться не обломить её край; если такой излом

появился, надо легко обточить край на наждачной бумаге.

Последовательность выполнения работы:

Перед тем, как начать роспись, необходимо постирать ткань с целью

устранения жирных веществ и других случайных загрязнений.

5.Эскизы русских орнаментов.

Выполнить зарисовки цветов и листьев отдельно в различных графических

интерпретациях;

Стилизовать зарисованную графику, переосмысливая реальные формы;

Разработать

эскиз,

уделяя

особое

внимание

декоративной

подаче

орнамент а льных

узоров

мелких

цветов,

использовать

з а ко н

трёхкомпонентности,

показать

три

размера

орнаментальных

мотивов

(крупное, среднее, мелкое);

Подобрать гармоничные цветовые отношения, общий цветовой колорит

по законам контраста и нюанса;

Сделать эскиз на картоне.

1.

Закрепление ткани на раме.

Начинать

натягивать

ткань

на

раму

лучше

с

середины

верхней

рейки.

Работать симметрично, т.е. от центральной кнопки ткань прикрепляется на 7-

8 см. влево и вправо, далее натянуть на нижнюю рейку. Затем натягиваются

боковые стороны. Ткань должна быть натянута сильно и гладко, чтобы не

было заломов и перекосов.

2.

Перевод рисунка на ткань.

Рисунок

сначала

обводят

чёрным

карандашом

(рисунок

должен

быть

выполнен на плотной бумаге), затем бумагу с рисунком подкладывают под

ткань и переводят.

3.

Нанесение резерва на ткань.

При

росписи

ткани

способом

«холодный

батик»

резервирующим

составом

покрываются

очертания

рисунка,

которые

обязательно

должны

иметь замкнутый контур.

Для шёлковых тканей следует использовать трубочку с тонкими стенками и

самым маленьким отверстием.

Затем

дать

работе

высохнуть.

Сушить

резерв

не

менее

40

минут.

Для

ускорения этого процесса можно воспользоваться феном. Чтобы проверить,

хорошо ли наложен резерв, смочить ткань и снова её высушить.

6.Роспись ткани.

Высушив расписанную ткань нужно снять её с подрамника и прогладить

утюгом (для закрепления красок).

7.Заключительный урок.

Просмотр итоговых работ.

Словарь специальных терминов

Батик – технология окрашивания и украшения ткани.

«Бандхана» - техника узелковой окраски ткани, при которой узор выглядит

составленным из мелких неровных пятнышек.

«Жанцзе» - Китайская техника украшения шёлковой ткани методом набойки;

орнамент получаемый погружением ткани в красящую жидкость.

«Ланцзе» - (узоры воском), метод, при котором жидкий горячий воск по

узору накладывается на ткань, после остывания ткань погружается в

красильный чан, потом воск удаляется, и ткань в нужных местах остаётся

неокрашенной.

Резервирование – нанесение определённого состава на ткань с целью

сохранения и выделения цвета, узора и фона.

Штампики – заранее изготовленные формочки, которыми штампуют

рисунки на ткани расплавленным парафином. Применяют твёрдые и мягкие

штампики: по индонезийски – «чантик-чан» (чантик – печать), которые

можно изготовить самим.

Список используемой литературы

1.

Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учебное пособие

для вузов.- Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

2.

Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для вузов.- Изд.

Центр ВЛАДОС, 2003

3.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для

вузов.- Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

4.

Ивахнов А. Искусство батика.- Изд. Внешсигма, 2000

5.

Синеглазова М.О. Батик. Москва, 2002



В раздел образования