Автор: Батейщикова Ольга Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: Когалым
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурные истоки «Ценность родной культуры»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Ценность родной культуры»
В МАДОУ «Буратино» в группе №24 «Ландыши» с 2017 реализуется Национальная
образовательная программа «Социокультурные истоки».
Автор: воспитатель Батейщикова Ольга Вениаминовна
Истоки – это одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к
духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время имеет важное
значение, поскольку оно связано с восстановлением традиций, исторической
преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием
бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения важно осуществлять в
дошкольном детстве, когда ребёнок ещё всецело открыт, когда закладываются базовые
качества личности, то есть происходит процесс накопления ребёнком социокультурного
опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений.
Содержание программы составляют самые ценности культуры: это фольклор родного
народа, который является хранителем Отечественного языка;
-мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки,
былины, поучительные сказы и сказки, образцы литературных текстов классиков русской
литературы, картины художников, музыкальные произведения русских композиторов,
родная песня и народная игрушка.
Всё это помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с
семьёй.
Ведущую роль в становлении личности ребёнка играет семья. Именно в семье благодаря
ощущению «живой человеческой среды» (В.Зеньковский) и на основе наблюдаемых
форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.
В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий ДОУ и семьи.
Работа с родителями является важным, ключевым моментом в реализации программы
«Социокультурные истоки». Целенаправленная работа по формированию системы
духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании
позволяет решать следующие задачи:
-Объединить усилия ДОУ и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой
системы ценностей;
-Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
-обеспечивать детей социокультурным инструментарием, способствующим
формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного
возраста;
-повышать педагогическую культуру родителей.
Система ценностей: - Ценности родной культуры: Для маленького ребенка более
понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу
заложено широкое знакомство детей с устной литературой.
Реализацию данной программы я начала со старшей группы.
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного
образования обусловил следующие этапы освоения курса:
В старшей группе я поставила цель: Обратить внимание на истоки ценностей
внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость).
В подготовительной группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками
русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное
взаимодействие педагогов с родителями, с семьёй, а именно непосредственное участие
родителей в подготовке и проведении итоговых занятий, развлечений.
Реализацию программы «Социокультурные истоки» и первоначальное освоение детьми,
родителями и педагогами ДОУ системы социокультурных ценностей, развитие
коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение,
договариваться, приходить к согласию) решили совместно дети, родители и педагоги
через реализацию проектной деятельности. Проект назвали: «Народное творчество».
Наметили цель и поставили перед собой задачи, которые должны реализовать .
Цель проекта:
– приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с
народной культурой: обычаями, традициями, праздниками, народными художественными
промыслами, русским фольклором
Задачи проекта:
1.Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты,
любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.
2. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д.)
3. Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота,
правда, храбрость, трудолюбие, верность.
4. Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции.
5. Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта,
одежды, обуви.
6. Развитие связной речи детей посредством диалогов, составлении описательных
рассказов о народных игрушках, различных сюжетов.
7. Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.
8. Ознакомление с народной декоративной росписью.
9. Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие
детей.
10. Развивать творческую самостоятельность. Воспитывать интерес к народному
творчеству.
Для проведения образовательной деятельности были собраны предметы старины:
крестьянская одежда, предметы мебели, посуды, орудия труда. Это помогает детям
лучше почувствовать культуру русского народа и больше узнать о ней.
Для реализации проекта составили план работы.
1. Беседа «какие они …семейные традиции?»
2.Беседа о характерных особенностях зимы с использованием народных примет,
пословиц, разучивание заклички «Ты мороз…»
3..Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси- лебеди».
4.Изготовление Лэпбуков «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят».
5.Развлечение «Русская ярмарка».
6.Мини-проекты « Трудовая династия семьи».
7. Солнце «Семейных традиций ».
8. «Фамильный Герб семьи».
9. Пластилиногафия НОД «Гжельский сервиз».
10.Экскурсия в выставочной зал.
11. Изготовление Лэпбука «Русское подворье».
12. «Семейное Древо»:(составление генеалогического древа)
13.Пластилинография «Моё имя».
В рамках работы над проектом были разработаны:
– система мероприятий по укреплению межпоколенческих взаимоотношений, связей,
возрождения семейных традиций;
– семейные мини-проекты;
–– анкета для родителей «Моя родословная», «Традиции семьи». \
Дальнейшее развитие проекта.
Презентация проекта на родительском собрании. Продолжить работу по программе
Социокультурные истоки в подготовительной группе.
Фото отчет
Изготовление лэпбука «Гуси –лебеди» (радость послушания)
Моё ласковое и значимое имя.
Организация кружка «В гостях у бабушки». Пластилинография «Гжельский сервиз»
«Любимый образ мамы»
Генеологическое древо моей семьи
Беседа «Ах…какие они …семейные традиции?»
Символ семьи «Фамильный герб»
Экскурсия в музейно-выставочный зал
Беседа «О подвигах наших предков»
Мини-проекты «Трудовая династия семьи», «Моя
родословная»