Напоминание

Социокультурные истоки «Ценность родной культуры»


Автор: Батейщикова Ольга Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: Когалым
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурные истоки «Ценность родной культуры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Ценность родной культуры»

В МАДОУ «Буратино» в группе №24 «Ландыши» с 2017 реализуется Национальная

образовательная программа «Социокультурные истоки».

Автор: воспитатель Батейщикова Ольга Вениаминовна

Истоки – это одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к

духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время имеет важное

значение, поскольку оно связано с восстановлением традиций, исторической

преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием

бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения важно осуществлять в

дошкольном детстве, когда ребёнок ещё всецело открыт, когда закладываются базовые

качества личности, то есть происходит процесс накопления ребёнком социокультурного

опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений.

Содержание программы составляют самые ценности культуры: это фольклор родного

народа, который является хранителем Отечественного языка;

-мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки,

былины, поучительные сказы и сказки, образцы литературных текстов классиков русской

литературы, картины художников, музыкальные произведения русских композиторов,

родная песня и народная игрушка.

Всё это помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с

семьёй.

Ведущую роль в становлении личности ребёнка играет семья. Именно в семье благодаря

ощущению «живой человеческой среды» (В.Зеньковский) и на основе наблюдаемых

форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий ДОУ и семьи.

Работа с родителями является важным, ключевым моментом в реализации программы

«Социокультурные истоки». Целенаправленная работа по формированию системы

духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании

позволяет решать следующие задачи:

-Объединить усилия ДОУ и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой

системы ценностей;

-Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;

-обеспечивать детей социокультурным инструментарием, способствующим

формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного

возраста;

-повышать педагогическую культуру родителей.

Система ценностей: - Ценности родной культуры: Для маленького ребенка более

понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу

заложено широкое знакомство детей с устной литературой.

Реализацию данной программы я начала со старшей группы.

Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного

образования обусловил следующие этапы освоения курса:

В старшей группе я поставила цель: Обратить внимание на истоки ценностей

внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость).

В подготовительной группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками

русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное

взаимодействие педагогов с родителями, с семьёй, а именно непосредственное участие

родителей в подготовке и проведении итоговых занятий, развлечений.

Реализацию программы «Социокультурные истоки» и первоначальное освоение детьми,

родителями и педагогами ДОУ системы социокультурных ценностей, развитие

коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение,

договариваться, приходить к согласию) решили совместно дети, родители и педагоги

через реализацию проектной деятельности. Проект назвали: «Народное творчество».

Наметили цель и поставили перед собой задачи, которые должны реализовать .

Цель проекта:

– приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с

народной культурой: обычаями, традициями, праздниками, народными художественными

промыслами, русским фольклором

Задачи проекта:

1.Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты,

любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.

2. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,

поговорки, хороводы и т.д.)

3. Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота,

правда, храбрость, трудолюбие, верность.

4. Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции.

5. Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта,

одежды, обуви.

6. Развитие связной речи детей посредством диалогов, составлении описательных

рассказов о народных игрушках, различных сюжетов.

7. Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.

8. Ознакомление с народной декоративной росписью.

9. Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие

детей.

10. Развивать творческую самостоятельность. Воспитывать интерес к народному

творчеству.

Для проведения образовательной деятельности были собраны предметы старины:

крестьянская одежда, предметы мебели, посуды, орудия труда. Это помогает детям

лучше почувствовать культуру русского народа и больше узнать о ней.

Для реализации проекта составили план работы.

1. Беседа «какие они …семейные традиции?»

2.Беседа о характерных особенностях зимы с использованием народных примет,

пословиц, разучивание заклички «Ты мороз…»

3..Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси- лебеди».

4.Изготовление Лэпбуков «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят».

5.Развлечение «Русская ярмарка».

6.Мини-проекты « Трудовая династия семьи».

7. Солнце «Семейных традиций ».

8. «Фамильный Герб семьи».

9. Пластилиногафия НОД «Гжельский сервиз».

10.Экскурсия в выставочной зал.

11. Изготовление Лэпбука «Русское подворье».

12. «Семейное Древо»:(составление генеалогического древа)

13.Пластилинография «Моё имя».

В рамках работы над проектом были разработаны:

– система мероприятий по укреплению межпоколенческих взаимоотношений, связей,

возрождения семейных традиций;

– семейные мини-проекты;

–– анкета для родителей «Моя родословная», «Традиции семьи». \

Дальнейшее развитие проекта.

Презентация проекта на родительском собрании. Продолжить работу по программе

Социокультурные истоки в подготовительной группе.

Фото отчет

Изготовление лэпбука «Гуси –лебеди» (радость послушания)

Моё ласковое и значимое имя.

Организация кружка «В гостях у бабушки». Пластилинография «Гжельский сервиз»

«Любимый образ мамы»

Генеологическое древо моей семьи

Беседа «Ах…какие они …семейные традиции?»

Символ семьи «Фамильный герб»

Экскурсия в музейно-выставочный зал

Беседа «О подвигах наших предков»

Мини-проекты «Трудовая династия семьи», «Моя

родословная»



В раздел образования