Напоминание

"Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак."


Автор: Дзанагова Мадина Дзамболатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 им. Х.Мамсурова
Населённый пункт: город Владикавказ РСО–Алания
Наименование материала: Урок русский язык 4 класс
Тема: "Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак."
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русский язык 4 класс

Тема:

Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

Цель: деятельности учителя: повторить правила написания разделительного

твердого знака и разделительного мягкого знака.

Планируемые результаты:

предметные: учить писать слова с разделительным твердым знаком и

разделительным мягким знаком, составлять алгоритм проверки написания

разделительного твердого и мягкого знака.

личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку

новых учебных задач; формировать учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться, мы пришли сюда учиться.

-Что значит учиться? (открывать новые знания) (Понять, что я не

знаю и найти способ решения данной проблемы)

-Какие качества помогают ученику узнавать новое?

(Трудолюбие, старание, внимание).

Пожелаем друг другу удачи. Пусть урок принесёт радость

общения, а помощниками будут внимание, старание и

находчивость.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»,

сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Сегодня на

уроке будем следовать этому совету: будем активны, внимательны,

с удовольствием работать и поглощать знания.

2.Постановка проблемы.

На доске записаны предложения, в которых скрыта тема нашего

урока. Узнайте и сформулируйте её. Догадайтесь, какие буквы

пропущены в словах?

Не за то волка бют,что сер,а за то,что овцу сел.

(Не за дурной вид, а за дурные дела) Пословица Льва Николаевича

Толстого.

Друзя познаются в беде.

(

Настоящий друг в любой ситуации придёт на помощь.

Говорится, когда кто-либо помог в трудную минуту или, наоборот,

оставил в беде кого-либо)

- Какова тема нашего урока?

3. Определение темы и цели урока.

-Откройте учебники на с.

57 прочитайте тему урока. Оправдался ли ваш

прогноз?

-Какие цели поставим перед собой?

(Вспомнить правила правописания разделительного твёрдого и

разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной

орфограммой.)

-Сегодня мы повторим одно из правил русского языка. Помогут в

этом ваши знания и дружная работа.

-Вспомнить орфограмму нам поможет рубрика «Давай подумаем».

3 вопрос.

Местоположение.

- Не чересчур ли ты добряк?

Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!

Знак Мягкий Твердому на это отвечал:

Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять...

- Друзья! Наш разговор - никчемные слова,

Услышав этот спор, сказала буква А.

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

П. Матвиенко.

- Давайте уточним, в каком это нужном месте?

Ъ -Может находиться после приставки оканчивающейся на согласную, ь-

в корне слова или на стыке корня и окончания (соловьи, ручьи).

Упр.1 –фронтально.

4. Работа в группе.

I группа

II группа

Замени предложения одним словом.

Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)

Чувство огромной радости. (счастье)

Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)

Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (обезьяна)

Седьмой день недели. (воскресенье)

Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).

III группа.

Запиши слова во множественном числе.

улей - ульи.

ручей - ручьи

лист - листья

перо - перья

прут - прутья

муравей - муравьи

крыло - крылья

друг – друзья

соловей - соловьи

колос - колосья

IV группа.

Образуй слова по схемам, запиши их. Обозначь правописание

разделительного твёрдого знака.

_________________________________________________________________

_______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__

Не страшны нам любые испытания,вперёд друзья,откроем новые знания!

5. Рубрика «Тайны языка» откроет нам ещё одну тайну.с.58

Ребята, вы должны запомнить, что Ъ пишется еще и в сложных словах.

Что обозначает слово ЯРУС?

Из словаря Ожегова: Ярус – один из рядов расположенных друг над

другом предметов. Ярусами могут лежать тюки, книги.

- Мы можем сказать - двухъярусная …трёхъярусная…четырехъярусное…

Выделим в этих словах 2 корня и убедимся в том, что ъ стоит между ними

разделяя согласную от гласной.

Упр.3 –в парах.

6

.Тест «Разделительные знаки»

1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать

разделительный ъ знак?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед

разделительным твёрдым знаком?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный

мягкий знак?

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6. Перед какими гласными пишется разделительный

твёрдый знак?

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

7.Итог урока:

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её?

-Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки?

- Что нового узнали?

8.Рефлексия.

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Предлагаю выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на

уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию

переработаю.

Корзина – всё выброшу.

9.Домашнее задание.

1 группа - С.59 Упр.4

2 группа - Тест.

3 группа – Р/Т. с.23 Упр.2,З,4.

Тест

по теме « Разделительные Ь и Ъ»

1.Подчеркните слова с разделительным Ь :

1) колья

2) сосулька

3) здоровье

4) бьют

5) гвоздь.

2.Подчеркните слова с разделительным Ъ. Вставьте пропущенные буквы.

1)об…явление;

2) плат…я;

3) под…езд;

4) в…юга;

5) раз…езд;

3.Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

4.Перед какими буквами пишется разделительный Ъ? (Обведите кружком,

допишите недостающие буквы.)

Я

ы

Э Ю А

5. Перед какими буквами пишется разделительный Ь? ( Обведите кружком,

допишите недостающие буквы.)

Е О У Ю И

6.

Прицепи вагоны к нужным паровозикам.

7.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) раз..емный, без..ядерный, изголов..е

2) в..езжающий, из..ятый, меж..этажный

3) с..емный, об..ектив, двух..ярусный

8.Устраните в каждой цепочке лишнее слово. Для этого вставьте

пропущенные буквы.

1.

под…езд , на…езд, об…езд, раз…езд;

2.

руч…и, в…юга, сер…ги, друз…я;

3.

в…ёт, в…ехал, с…ел, с…ехал.



В раздел образования